Россиян предлагают подключать к системе индивидуального пенсионного капитала автоматически. С подобной инициативой выступает регулятор и Минфин. Согласно их концепции, автоматическое подключение к ИПК через центрального администратора будет осуществляться при приеме гражданина на работу.
Впрочем, граждане, работающие не по найму, смогут самостоятельно обратиться за регистрацией в системе, пишут «Ведомости». Регистрация в системе будет происходить посредством механизма оферты; если человек проигнорирует предложение присоединиться к системе, он будет подключен автоматически. В то же время у гражданина будет возможность отписаться от автоматической подписки. Минтруд выступил против автоматической подписки.
Тем временем, концепция предусматривает альтернативный путь подключения к системе - при получении СНИЛС, а также при заключении трудового договора.
Предполагается, что система может заработать в 2019 году. Россиянам предложат выбрать НПФ через своего работодателя, после чего они смогут заключить договор с фондом и определить ставку отчислений с заработной платы – от 0 до 6%. Если человек не выберет ставку, она будет автоматически повышаться с 0 до 6% ежегодно.
Как Вы оцениваете перспективу автоматического подключения граждан к ИПК при приеме на работу?
Без принудительной системы ИПК не заработает. Безусловно ввиду инертности населения автоподписка хороший вариант, чтобы система заработала и люди из нее никуда не делись.
Авторы это понимают, поэтому создают систему сложного отказа от как бы добровольных взносов.
От них нельзя будет отписаться, а только приостановить их взимание на 5 лет, предприняв определенные усилия для этого.
Но есть и пряник, взамен предлагается компенсировать эти взносы вычетом из НДФЛ на сумму взносов до 6%. Уплатил 6% - вернул 6%, а пенсионный счет вырос.
Лимита возврата - 120 000 рублей в год по социальным вычетам, хватит большинству населения чтобы выйти в ноль.
При всех плюсах и минусах ясно, что базовая государственная пенсия в перспективе будет небольшой.
Она зависима не от налогов которые платит гражданин, а от страхового пенсионного балла, курс обмена которого на сумму налогов гражданина, формирует размер его пенсии и определяется государством произвольно.
Поэтому любая накопительная система, в нынешнем виде или виде ИПК, единственный выход для граждан хоть как-то повлиять на размер своей пенсии.
Как Вы оцениваете перспективу автоматического подключения граждан к ИПК при приеме на работу?
Перспектив у создаваемого ИПК в настоящее время пока не просматривается. Более 85% населения откладывать что-либо не имеют возможности (давление госмонополий ЖКХ, РЖД и нефтяников…), а из 15%, которые могут откладывать, большая часть уже участвует в различных программах накопления, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения (через организации и лично). Таким образом, добровольный формат выберет очень небольшое количество граждан и та система, что усиленно создается Минфином, Минтруда и Минэкономразвития (в части их касающейся) оказывается пустой тратой ресурсов и времени. Слабый отклик у населения будет и по другой причине, поскольку экономическая составляющая является основной, но не единственной. Часть правительства так усердно «топила» накопительный компонент и идею накопления с помощью бизнеса, работника и государства, что теперь ни бизнес ни работники не готовы работать по предлагаемой вновь «долгосрочной» программе развития пенсионной системы. А ведь теперь деньги будут идти не только в тех же объемах от работодателей, но и ещё часть средств будет направляться от самого работника. К сожалению, чиновники снова забыли заглянуть в завтрашний день с целью определения условий введения новых компонентов или ликвидации старых для пенсионной сферы России. В итоге, понимание ситуации возникает уже при обсуждении конкретных мер при обновлении пенсионной системы и часть нововведений добавляется уже без серьезных исследований, как дополнительная приставка. Это, в свою очередь, может оказаться полезным дополнением, но решения «на живую» тратят ресурсы налогоплательщиков неэффективно (в лучшем случае).
Подключение граждан автоматически снова приводит к постановке двух вопросов – нагрузка по большей части ложится на тех (85% населения), кто не может с ней справляться, а решение вопроса еще конкретно не озвучено (решения уже есть, но пока в стадии первичных упоминаний); не все готовы участвовать в системе НПФ, т.е. часть захочет остаться в ПФР, а по новой концепции он будет просто администратором и работать, как ранее не сможет. Эти вопросы необходимо решить ДО введения новой реформы, поскольку потом их все равно придется решать, но быстрее и дороже.