Глава российского правительства распорядился принять меры для деофшоризации экономики

10 января 2014 г. Государство 1 2510
1 Изображение Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ получили поручение премьер-министра Дмитрия Медведева внести в правительство до 19 мая 2014 года проект законодательных изменений, в которых предусматривались бы меры, направленные на деофшоризацию экономики страны. В этих изменениях должно быть предусмотрено налогообложение, которое соответствовало бы правилам доходов, находящихся в офшорной юрисдикции российских компаний, если полученные доходы не распределяются ими в пользу российских лиц, осуществляющих контроль над такими компаниями.

В изменениях также должен быть введен запрет на заключение с находящимися в офшорной юрисдикции компаниями государственных или муниципальных контрактов. Помимо этого, Д. Медведев дал поручение Минэкономразвития и министру Михаилу Абызову в срок до 10 ноября обеспечить утверждение долгосрочных программ развития акционерными обществами и госкорпорациями, в уставном капитале которых государственная доля больше 50%. Эти программы должны содержать цели и количественные показатели результатов их деятельности, а также механизм личной ответственности менеджеров. В конце прошлого года президентом РФ Владимиром Путиным правительству было отдано распоряжение в срок до 15 июля 2014 года внести в законодательство поправки, в которых предусматривались бы меры, направленные на деофшоризацию экономики. После распоряжения президента появились заявления ряда российских компаний о намерении перевода их активов в российскую юрисдикцию. Среди этих компаний оказались "Русал", "РусГидро" и КАМАЗ. В компаниях указывают, что объявленные 18 декабря решения были приняты в соответствии с планом по деофшоризации отечественной экономики, озвученным В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию. Первые попытки вывести российскую экономику из офшоров были сделаны еще в 2012 году. Тогда Федеральной налоговой службой был разработан целый перечень антиофшорных мер. Так, предлагалось изменить налоговое законодательство для избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от выплаты налогов. Но этот законопроект не был поддержан Министерством финансов. К числу офшоров МВФ и центральные банки разных стран относят Андорру, Новую Зеландию, Бермуды, Кипр, Гамбию, Гибралтар, Монако, Багамы, Маврикий, Сингапур и др.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Панова Ирина (юрист Департамента международного налогового планирования, Юридическая фирма «Клифф»)

Смогут ли крупные российские компании полностью отказаться от оффшорных элементов – вопрос неоднозначный. С одной стороны, если в рамках текущей политики деоффшоризации законодательство будет категорично в этом вопросе, то они будут вынуждены отказаться от оффшорных элементов в своих структурах. С другой стороны, не стоит ставить знак «равенства» между добросовестными предпринимателями и так называемыми «уклонистами». Если первые вывели свой бизнес на международный уровень, в следствие чего используют в том числе оффшорные компании, то для вторых иностранные компании являются лишь инструментом вывода средств. Поэтому необходимо понимать, приведет ли отказ от оффшорных юрисдикций к достижению цели законодателя и будет ли результат эффективен для каждой компании - добросовестного налогоплательщика - в отдельности.

Использование оффшорных компаний как инструмента ведения бизнеса характерно не только для российской практики. Многие иностранные корпорации в США, Европе тем или иным образом связаны с оффшорными компаниями: они могут быть и элементом корпоративной структуры, и выступать в качестве бизнес-партнера. Это, как правило, крупные корпораций, доход которых достаточно высок, в то же время доля их участия в пополнении бюджета также велика. Примерами могут быть такие гиганты как Google, Microsoft и др. При этом такие корпорации достаточно прозрачны, их деятельность осуществляется в рамках закона и не направлена на уклонение от налогообложения, вывод активов из страны и совершение иных противозаконных действий. Она обусловлена трансграничностью современных экономических связей в частном секторе и не только. Выбор той или иной юрисдикции для ведения бизнеса, как правило, зависит от стабильности законодательства, урегулированности планируемых отношений и т.д. Борьба с использованием оффшорных компаний в таком случае не представляется эффективной.

Безусловно, борьба должна вестись, но с теми, кто нарушает закон, злоупотребляет своим правом. Если представить, что нарушение закона – это болезнь, то деоффшоризация – это устранение симптома этой болезни, но не лечение. Лечение должно быть более глобальным. Поэтому приоритетными направлениями для возврата активов в Россию должны быть такие направления, как создание благоприятной обстановки для инвестиций, совершенствование налогового и корпоративного законодательства, урегулирование на законодательном уровне современных финансовых институтов. В противном случае, российскому бизнесу будет достаточно сложно конкурировать не только на общемировом, но и на внутреннем рынке.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также