Физлица, обращающиеся в арбитражный суд за признанием банкротства, будут платить не 6000 тысяч рублей, а 300 рублей. Инициатива была одобрена профильным комитетом СФ и будет направлена на подпись президенту РФ. Авторы новеллы полагают, что несправедливо назначать аналогичный размер госпошлины для физлиц и юрлиц.
Нынешнее законодательство устанавливает одинаковый размер пошлины для граждан и компаний. Но на практике для физлиц 6000 рублей – непосильная сумма. Ввиду этого, нововведение призвано сделать процедуру банкротства менее обременительной для лиц, оказавшихся в непростой финансовой ситуации.
Предполагается, что новелла вступит в силу с 1 января 2017 года, пишут «Известия». В профильном комитете ГД по финрынку полагают, что снижение пошлины в 20 раз позволит большему количеству людей подать заявление на прохождение процедуры банкротства.
По данным НБКИ, сегодня в РФ насчитывается более 640 тысяч потенциальных банкротов. Впрочем, только 34 тысячи из них подали заявление на банкротство. Стать банкротами смогли около 1000 человек.
Повлияет ли уменьшение размера пошлины за признание банкротом на количество подаваемых исков?
Безусловно, данные изменения следует только поприветствовать.
Во-первых, расходы граждан, попавших в сложную финансовую ситуацию, хоть и несущественно, но все-таки уменьшатся. Во-вторых, новые правила больше соответствуют логике закона, т.к. установление для граждан и организаций одинаковых госпошлин при рассмотрении дел в судах нашему законодателю все-таки несвойственно.
Однако количество освободившихся от долгов вряд ли станет больше. Дело в том, что граждане, находящиеся на самом дне финансовой пропасти и больше всех нуждающиеся в банкротстве, фактически оказываются лишенными возможности освободиться от долгов.
Так, Госдума еще летом увеличила размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемой финансовому управляющему. Раньше эта сумма составляла 10 000 рублей за процедуру, применяемую в деле о банкротстве, теперь – 25 000 рублей. Таких "применяемых в деле о банкротстве процедур" законом предусмотрено три, обычно применяется две из них (хотя можно ограничиться и одной), а, следовательно, планируя свое банкротство, нужно быть готовым заплатить финансовому управляющему 50 000 рублей.
Т.к. это далеко не все из предстоящих расходов, даже при наличии внесенных денежных средств на оплату услуг управляющего существует риск того, что суд все равно прекратит производство по делу, посчитав, что банкротство гражданину не по карману. А значит ни реструктуризации долгов, ни заветного освобождения от долгов не произойдет.
Существует еще одна проблема – арбитражные управляющие, без участия которых банкротство просто невозможно, с неохотой берутся за дела таких граждан. Дело в том, что размер фиксированного платежа не идет ни в какое сравнение с теми рисками, которые на себя берут управляющие, принимаясь за ведение дела. С финансовой точки зрения интерес для них представляют только граждане, у которых есть дорогостоящее имущество, либо те, кто такое имущество попытался от своих кредиторов скрыть, а таких банкротов меньшинство.
Решить эти проблемы сможет только внесение существенных изменений в закон о банкротстве. В юридическом сообществе обсуждаются самые разные варианты: упрощение процедуры, возможность ее проведения без участия финансового управляющего (самостоятельно либо с привлечением адвоката). Свою упрощенную процедуру совсем недавно предложило и Минэкономразвития: гражданин, чьи долги не превышают 900 000 рублей, а ежемесячный доход – 3-х прожиточных минимумов, сможет банкротиться и без управляющего.
Повлияет ли уменьшение размера пошлины за признание банкротом на количество подаваемых исков?
На мой взгляд, изменение пошлины не скажется на количестве подаваемых заявлений на признание банкротства. Здесь более сильное влияние окажет наработка судебной практики и полное понимание последствий подобного шага со стороны физического лица. Пока же понимания последствий подобного шага нет, и физические лица избегают подобной возможности.