К концу 2016 года правительство РФ готовится утвердить проект федеральной целевой правовой программы «Создание и внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) на 2018-2022 годы». Согласно документу, к 2022 году в России должна быть создана электронная база преступлений. Сведения для базы будут предоставлять такие ведомства, как Генпрокуратура, МВД, ФССП, МЧС, ФСИН, СК, ФТС, ФСБ и судебный департамент при ВС.
Отвечать за реализацию проекта будет Генпрокуратура. Вносить данные в базу будут обязаны также следователи и дознаватели, пишут «Известия». Предполагается, что ГАС ПС будет действовать по принципу ГАС «Выборы», только данные (учет преступлений) будут поступать не в обобщенном виде, а по каждому преступлению отдельно.
В Генпрокуратуре полагают, что онлайн-база преступлений, к которой будут подключены все следственные и силовые ведомства, сделает учет статистических данных более прозрачным.
Как Вы оцениваете перспективу создания единой онлайн-базы преступлений? Поможет ли она сделать правовую статистику более прозрачной?
- Считаю данную инициативу правильной, так как единая база электронного документооборота уголовных дел позволит упорядочить процессуальное производство, упростить ведение контроля и надзора, что станет серьезным препятствием для злоупотреблений в уголовных делах, нераскрытия и сокрытия преступлений. По такому документообороту будет видно, насколько полно и объективно ведется расследование по уголовному делу, что создаст в свою очередь серьезный барьер на пути к коррупции. По документообороту будет видно каждое отклонение от необходимой процессуальной линии и выполнение обязанностей. К тому же такой документооборот – серьезный удар по фальсификации дел, замене, подлогу документов. Соответственно, сократятся сроки проверок и надзора, так как не будет необходимости дополнительно запрашивать документы у следствия и тратить время на их передачу.
В целом данная мера может повысить эффективность деятельности в рамках уголовного процесса, повысить прозрачность и законность. Однако, зная на практике, как следователи не любят чрезмерный контроль и надзор, и зная масштабы злоупотреблений в документообороте, допускаю, что следователи будут саботировать данную инициативу под разными предлогами, т.е. они не будут заносить данные в единую базу. Такая угроза остается, и может все вылиться в попытку признать данную систему малоэффективной ввиду якобы сложности технической реализации.
Как Вы оцениваете перспективу создания единой онлайн-базы преступлений? Поможет ли она сделать правовую статистику более прозрачной?
- Проблемы приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях – это извечная проблема правоохранительных органов. У каждого такого органа (МЧС, ФССП, ФСИН, ФСБ, СК, МВД, ФТС) имеется инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Подобная инструкция имеется и у Генеральной прокуратуры, которая в числе прочего осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, частью такой деятельности и является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. В этой связи Генеральная прокуратура РФ более всех из государственных органов заинтересована в создании автоматизированной системы для осуществления более эффективного надзора за деятельностью правоохранительных органов в указанной сфере. Поскольку основным показателем работы правоохранительных органов до сих пор является соотношение зарегистрированных и раскрытых преступлений, правоохранители зачастую не заинтересованы в полном и достоверном учете совершенных преступлений. Кроме того, проблемой является и определение подведомственности рассмотрения таких сообщений. По отдельным составам преступлений существует альтернативная подследственность, что не исключает одновременного рассмотрения заявления разными правоохранительными органами. Либо лицо, заявляющее о совершенном преступлений может одновременно обратиться в разные учреждения в системе одного правоохранительного органа. Например, в ГУВД субъекта РФ и территориальный отдел или управление внутренних дел. Также существует проблема по отдельным видам преступлений в сфере экономики, с использованием высоких технологий и т.д. для определения момента окончания преступного посягательства, с которым действующее законодательство и связывает необходимость проведения проверки и осуществления предварительного расследования в том или ином регионе и органе. Также существует проблема не регистрации сообщений о совершенных преступлениях, данных в ходе предварительного расследования, например, при допросе либо направлении жалоб и заявлений, содержащих сведениях о совершенных преступлениях следователям, которые попросту игнорируют такие заявления, отдельно их не регистрирует, и не проводит по ним процессуальных проверок. Создание единой онлайн-базы может помочь решить сразу несколько указанных проблем. В этой связи Генеральная прокуратура РФ более всех из государственных органов заинтересована в создании автоматизированной системы для осуществления более эффективного надзора за деятельностью правоохранительных органов в указанной сфере. С другой стороны, создание глобальной электронной системы электронного документооборота поможет повысить эффективность межведомственного взаимодействия.
Как Вы оцениваете перспективу создания единой онлайн-базы преступлений? Поможет ли она сделать правовую статистику более прозрачной?
Безусловно, в целях улучшения статистического учета заявлений и сообщений о преступления, состояния преступности и иных показателей автоматизированная системы должна принести положительный эффект и существенно уменьшить погрешность в статистических показателях.
Однако при реализации данной идеи возможно возникновение ряда проблем, которые могут негативно сказаться на осуществлении основной функции правоохранительных органов - раскрытие и расследование преступлений. Следует предположить, что в случае введения в действие данной системы в правоохранительных органах на вряд ли будет создан штат сотрудников, отвечающих за заполнение данных в информационной системе, и обозначенные обязанности "лягут на плечи" рядовых следователей/дознавателей. Учитывая колоссальный уровень загруженности сотрудников правоохранительных ведомств (особенно на уровне районных отделов), можно с трудом представить, что участковый отдела полиции, в производстве которого находится более десятка заявлений о совершении преступлений будет параллельно эффективно справляться с заполнением документов в электронном виде в режиме онлайн.
Также обращает на себя внимание и затруднения материально-технического характера, вызванные возможным отсутствием необходимой аппаратуры в отдаленных районах Российской Федерации, правоохранительные органы которых (по логике реформы) также должны будут перейти на автоматизированный статистический учет.
Вместе с тем, если данные проблемы будут решены, то введение такой системы, безусловно, повысит прозрачность правовой статистики в сфере расследования и раскрытия преступлений.