Минтруд собирается снова разрешить надзорным органам контролировать выполнение трудового законодательства

2 ноября 2016 г. Государство 2 1985 Иван Тихонов

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» запретит надзорным органам (государственным и муниципальным) с 1 июля 2017 года устанавливать контроль над юрлицами и ИП по части выполнения ними трудового законодательства. Таким образом, надзорники не смогут проверить, предоставляет ли работодатель отпуск и больничные, обеспечивает ли надлежащие условия труда и т.д.

Минтруда намерено до 2019 года исправить недочет и вернуть соответствующую норму в ФЗ. В министерстве рассказали «Известиям», что в российском трудовом законодательстве до сих пор есть нормы со времен СССР. В ведомстве считают, что отсутствие надзора инициирует практику нарушения прав работников, что может повлечь за собой социальную напряженность.

На сегодняшний день функцию контроля над работодателями в сфере выполнения трудового законодательства выполняет Государственная инспекция труда.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Сундаков Владимир (Частнопрактикующий юрист, YAPRAVO.RU)

По Вашему мнению, стоит ли контролировать выполнение работодателями трудового законодательства?

Безусловно, государству стоит и оно должно контролировать выполнение работодателями норм трудового законодательства. И это не только мое мнение, а мировой опыт и история развития трудовых отношений. Мы же не хотим, что бы наша страна вернулась назад в рабовладельческий строй. А общественного, профессионального, в т.ч. профсоюзного контроля, без участия государства, будет явно недостаточно.

При отсутствии надзорной государственной функции за исполнением норм трудового законодательства, работники (как более слабые участники трудовых отношений) остаются с работодателями «один на один». Превентивные меры государственного надзора предупреждают и в ряде случаев пресекают на ранних стадиях трудовые правонарушения и ущемление прав работников, которые, находясь в должностной подчиненности и материальной зависимости от работодателя, могут терпеть такое состояние дел.

При этом, одно только судебное разрешение индивидуального трудового спора может зависеть от различных обстоятельств и не всегда гарантировать работникам защиту их трудовых прав. И не будет работник судиться со своим работодателем, в то время, когда работник кормится зарплатой из его хозяйских рук. Большинство судов по трудовым спорам происходят уже за пределами трудовых отношений: либо когда стороны намерены их прекратить, либо когда эти отношения уже фактически или юридически прекратились.

Трудовой госнадзор не только защищает индивидуальные права работников, но и предупреждает коллективные споры, забастовки и массовые выступления рабочих и служащих в защиту своих трудовых прав. Поскольку, как мы все помним из истории, трудовой вопрос, зачастую становится вопросом политическим. А здесь, невмешательство государства на начальной стадии ставит под угрозу основы его собственной безопасности.

Надо отметить, что именно сегодня Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин проводит совещание с министрами, чтобы заслушать, как выполняются его поручения, содержащиеся в Посланиях Федеральному Собранию 2014 и 2015 годов. Ожидается, что с основными докладами выступят министры социального блока.

Полагаю, что вышеуказанная инициатива Минтруда должна прозвучать в отчете на указанном совещании у Президента России и уверен, что ей будет дана правильная оценка.

Сыров Максим (Адвокат, Коллегия адвокатов "Грибаков, Поляк и партнеры")

По Вашему мнению, стоит ли контролировать выполнение работодателями трудового законодательства?

Выполнение работодателями трудового законодательства контролировать однозначно необходимо. В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству. Данная норма трудового законодательства остается неизменной и в редакции от 03.07.2016 г. с изменения и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2017 г., что свидетельствует о том, что все еще существует множество положений, направленных на защиту прав работников, отсутствующих, либо недостаточно полно отраженных, в Трудовом кодексе РФ. Однако, в то же время полагаю, что эти пробелы в действующем законодательстве должны быть устранены и все нормы трудового законодательства, содержащиеся в нормативно-правовых актах СССР и РСФСР и не противоречащие действующему законодательству, должны быть отражены в Трудовом кодексе РФ. В связи с вышеизложенным считаю, что предложение об отсрочке вступления в силу изменений к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на полтора года является эффективной мерой по защите прав работников.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также