Доля государства и госкомпаний в экономике РФ выросла с 35% в 2005 году до 70% в 2015 году, следует из доклада, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Число государственных и муниципальных предприятий за последние три года утроилось и такие организации по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса может стать серьезной угрозой. Именно государственной присутствие является главным врагом конкуренции, считают в ФАС.
Несмотря на то, что в 2012 году был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, государство так и не решилось расстаться с корпоративным контролем, сохранив возможность влиять на управление.
Как пояснил руководитель ФАС Игорь Артемьев, доклад следует рассматривать не как программу действий, а как констатацию тенденции последних двух-трех лет.
До 2010 года в качестве основного инструмента конкурентной государственной политики использовались защитные механизмы антимонопольного регулирования, направленные на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Особой отличительной чертой России от стран с развитой экономикой является то, что значительная часть ограничений конкуренции возникает со стороны государства. Это характерно для стран, как указывали классики экономики Маркс и Энгельс, с так называемым, азиатским способом производства. В условиях нестабильности российской экономики, особенно последних лет, процесс формирования конкурентной среды существенно затормозился. Главным образом, это связано с существенным сокращением возможностей для инвестирования и зависимость от внутреннего потребительского спроса. В этой ситуации макроэкономические задачи государства трансформировались: от необходимости удвоения ВВП к увеличению в разы производительности труда и изменению самой структуры ВВП.