Кризисные явления в экономике не мешают России продвигаться в глобальном рейтинге конкурентоспособности. За год страна поднялась на 43 место в списке конкурентоспособных стран мира, обогнав Италию. Все же, РФ не удалось подняться выше таких бывших союзных стран, как Азербайджан, Эстония и Литва.
Подняться на две ступени вверх России помогло улучшение качества образования (+6 ступеней), снижение административных барьеров при ведении бизнеса, повышение инновационного потенциала (+12 ступеней), пишет РБК. Рост произошел, несмотря на сокращение экономики на 3.7%, зафиксированном в 2015 году.
В то же время РФ опустилась в рейтинге по таким показателям, как доступность финансирования и макроэкономическая конъюнктура – базовые критерии слагаемых конкурентоспособности. Падение связано, как утверждают эксперты, со снижением государственных доходов и ускорением инфляции. Еще одна сфера, в которой результаты оставляют желать лучшего, - здравоохранение. По этому показателю РФ опустилась сразу на шесть позиций, заняв 62 место.
По развитости инфраструктуры Россия осталась на прежней строчке рейтинга – 35.
За счет чего РФ удалось повысить глобальную конкурентоспособность?
Подобные рейтинги конкурентоспособности представляют с собой "игру с цифрами и абстрактными оценками" организаций их составляющих. Повышение рейтинга на две позиции в этих условиях совершенно ни о чем не говорит, и не стоит обращать на это большое внимание. Если Вы действительно хотите оценить конкурентоспособность, инвестиционный климат и привлекательность рынка для инвесторов, то смотреть гораздо разумнее на более реальный показатель - иностранные инвестиции в страну. Здесь мы видим, что российский рынок движется в полной корреляции с другими развивающимися рынками, и каких-либо отдельных интересных внутренних историй, способных выделить российский рынок из общей когорты, не просматривается.
За счет чего РФ удалось повысить глобальную конкурентоспособность?
На мой взгляд, данные рейтинга глобальной конкурентоспособности стран, который готовит Всемирный экономический форум вполне заслуживают доверия, хотя они и явно уступают в этом плане признанному рейтингу Doing Business. Все дело в том, что во многом позиция страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран определяется опросами экспертов (главным образом менеджеры). Т.е. данный рейтинг всегда был очень субъективен.
В целом же, уровень конкурентоспособности РФ на глобальном рынке можно охарактеризовать как достаточно высокий, особенно по меркам стран СНГ. Среди ключевых факторов, способствующих улучшению конкурентоспособности за последние годы отмечу существенные улучшения с точки зрения инвестиционного климата (условий въезда иностранцев, валютного регулирования и госинвестиций в развитие финансового рынка). Так же Россия оказалась в топе стран по условиям регистрации прав собственности, заметно сократилось количество процедур. Важнейшим драйвером поднятия рейтинга в будущем станет упрощение доступа к кредитам на фоне стратегии инфляционного таргетирования ЦБ РФ. Так же происходит улучшение макроэкономического фона благодаря относительно «мягкой» рецессии и быстрому восстановлению после кризиса из-за плавающего курсообразования нацвалюты.
Тем не менее негативным фактором остается слабая диверсификация экономики и политические/геополитические риски. Остается нерешенными множество проблем, связанных с административной нагрузкой. Для улучшения ситуации необходимо работать в этом направлении.
За счет чего РФ удалось повысить глобальную конкурентоспособность?
Я на него отвечу коротко. Если бы Титаник немедленно после столкновения с айсбергом протестировали на инновационность - он, вероятно, оставался бы одним из современных кораблей. Это, однако, не меняет того, что через 2 часа 20 минут корабль полностью уйдет под воду из-за того, что 5 его отсеков из 16 были немедленно затоплены.
Да, институты могут и быть, но свободы предпринимательства уже нет, уже нет длинных западных денег, которыми можно будет заместить активы банков, что им позволило бы зафиксировать реальную, а не бумажную прибыль. Зато есть орава чиновников, проверяющих структур, силовиков. И всем этим гражданам надо удовлетворять свои немалые запросы. Для запросов со временем останется три направления: население, труба и частный бизнес. Труба прочно в руках госкорпораций-микрогосударств, со своими законами, судами и даже армиями.
Остается бизнес и население. Так что, сколько бы стартап ферм не открывалось под крышей инновационных структур развития - самое безобидное, что они могут делать- пилить бюджет. В других случаях они приносят больше вреда, чем пользы. И в каком бы порядке потом не садиться вокруг Сколково - для инновационного прорыва все это не годится - среды питательной нет совсем.
Как и Титаник, получивший 7 ледовых предупреждений от проплывающих судов, Кремль получал предупреждения о невозможности проводить в современном мире средневековую политику, но продолжал мчаться на полных парах к своему айсбергу- полуострову Крым, а потом почему-то и Сирии на полных парах. И изучать вопрос о том, была ли исправна корабельная рында при кораблекрушении, мне кажется, малозначимым вопросом, откровенно говоря, но, если для вас это имеет смысл, то примите мои поздравления.