С 2017 года повышающий коэффициент-дефлятор по ЕНВД может быть разморожен. С такой инициативой выступает Минфин. Предположительно, в следующем году коэффициент повысится на 5.17%, в 2018 году – на 4.81%, а в 2019 году – на 4.09%. В общей сложности показатель предложено увеличить на 14.7%.
Напомним, в 2016 году коэффициент был заморожен на уровне предыдущего года на фоне непростой экономической конъюнктуры. Предложение включено в законопроект о налоговых вычетах для предпринимателей, которые купили кассовые аппараты нового образца, пишет РБК. Причина размораживания коэффициента не указана в пояснительной записке. Впрочем, данные по коэффициентам будут публиковаться на три года вперед, чтобы малый бизнес мог оценить налоговую нагрузку.
В случае одобрения поправок в законопроект повышающий коэффициент в 2017 году увеличится с 1.798 до 1.891, в 2018 году – до 1.982 и в 2019 году – до 2.063. При этом эксперты указывают, что для индивидуальных предпринимателей расчеты по ЕНВД будут проводиться отдельно.
По Вашему мнению, стоит ли размораживать повышающий коэффициент при начислении ЕНВД для малого бизнеса?
По данным экономических прогнозов различных интернет изданий, в 2016 году реальные доходы населения упадут почти на 7%, а зарплаты — на 10% в реальном выражении. Малый бизнес ориентирован на обслуживание потребностей именно населения, а не бизнеса, в лице его средних и крупных корпораций. Поскольку мы видим падение доходов населения, мы можем с уверенностью говорить о падении доходности и маржинальности малого бизнеса.
Именно в малом бизнесе, в его очень узкой составляющей, составляющей не более 20% от ВВП страны, еще теплится реальная конкуренция и здоровая бизнес-среда рыночных отношений. Ведь малый бизнес в меньшей степени коррумпирован и связан с властью,ввиду того, что у него нет такой бешенной доходности, чтобы поддерживать дорогую инфраструктуру этих отношений. Малый бизнес - это продажи типа "b2c", которые нацелены на конечного покупателя. Здесь удешевление стоимости работ и услуг, хороший сервис и забота о клиенте стоят на первом месте.
Выходя из тени и начиная работать "по белому", предприниматель экономил свои затраты по налогам, используя "упрощенку", т.е. УСН 6% или 15%. Как только его бизнес вставал на ноги а его доходы существенно возрастали предприниматель переходил на налоговый спецрежим - ЕНВД. Но, сегодня, в период кризиса, когда доходы малого бизнеса значительно снижаются за счет снижения платежеспособности его клиентов, девальвации рубля, повышения цен и тарифов, дополнительное повышение ЕНВД, т.е. повышение налоговой нагрузки на малый бизнес, еще больше увеличит его затраты, а значит приведет к снижению его доходности, что в ряде случаев, сделает его просто невыгодным для работы легальном поле.
Следовательно, повышение налоговой нагрузки на малый бизнес в период кризиса, т.е. в период падения его доходов, приводит к уничтожению предпринимательской активности в легальном поле, уходу предпринимателей от налогов, криминализации бизнес-отношений (поскольку нелегальный бизнес не может легально себя защищать) и, как следствие, деградации не только бизнес среды, но и общества в целом.
Безусловно, задача у Минфина РФ сейчас не из легких: с одной стороны нужно поддерживать и развивать малый бизнес, с другой - увеличивать собираемость налогов и обеспечивать доходную часть бюджета страны.
Но, как сказал вчера на совещании по бюджетным вопросам Президент России Владимир Владимирович Путин: "Знаю, что Правительство прорабатывает разные варианты повышения собираемости налогов в отдельных секторах экономики, и хотел бы подчеркнуть: эти меры не должны привести к подавлению предпринимательской активности, которая еще только восстанавливается" (Москва. 28 сентября 2016. INTERFAX.RU).
Хотелось бы надеяться, что Министерство финансов Российской Федерации правильно понимает смысл вышесказанного Президентом нашей страны.