Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах сообщил о планах ведомства открыть доступ НПФ к инфраструктуре электронного правительства. Фонды смогут использовать одну из двух систем обмена информацией – ЕСИА либо СМЭВ, - что сделает возможной дистанционную идентификацию клиентов.
Чтобы взаимодействие вступило в силу, необходимо одобрение подведомственной комиссии по электронным услугам, пишут «Ведомости». Используя инфраструктуру электронного правительства, кроме идентификации клиентов, Негосударственные пенсионные фонды смогут снизить издержки при соблюдении требований антиотмывочного закона, поскольку им будет проще обновлять информацию о клиентах.
Сейчас НПФ получают данные о клиентах от Федеральной миграционной службы. Доступ к электронным услугам позволит фондам проверять данные паспорта и СНИЛС в любое время.
Как Вы оцениваете возможность дистанционной идентификации клиентов?
Безусловно, это положительное решение.
Однако без параллельного решения проблемы обмана клиентов при переводе в НПФ, это усилит потери граждан своих пенсионных денег из-за досрочных переходов между НПФ.
Был проект, чтобы при переходе между фондами, клиент шел в свой прежний фонд сдавать заявление, а не в новый. В старом фонде ему обязательно бы сказали о его грядущем ущербе.
Сейчас как мы видим, проект затих, против него, возможно, лоббируют крупнейшие розничные фонды, которым это невыгодно. Невыгодно вот почему.
Сегодня в крупнейших банках страны, и прямо в квартирах граждан, (где агенты выдают себя за сотрудников ПФР) недобросовестные агенты НПФ, оформляют переводы пенсионных накоплений, часто не предупреждают людей, что если человек не выдержал 5 летний срок в одном фонде - не важно, НПФ или ПФР, - он потеряет весь доход за неполные 5 лет. Это может быть и 30% от всей суммы на счету. Ведь оформление перехода идет дистанционно, путем создания ЭЦП тут же, все делает агент через удаленку, клиенту даже опомниться не дают. В этом суть успешной продажи недобросовестного агента – не договорить, не дать опомниться, уйти от озвучивания проблемы потери денег.
Благодаря тому, что часто данные на коленке вводятся неправильные, какая-то часть граждан спасает свои деньги, сама того не зная. И большая часть - до 63% от всех, как мы видим. Теперь эти изменения снимают этот барьер, и потери ничего не сдерживает.
Поэтому изменение закона, чтобы клиенты шли с заявлением в старый свой фонд, а не в новый, очень важно принять не позже данного предложения.
Как Вы оцениваете возможность дистанционной идентификации клиентов?
«Действительно, сегодня рассматривается возможность предоставления доступа негосударственным пенсионным фондам к Единой системе идентификации и аутентификации, а также к Системе межведомственного электронного взаимодействия.
Получение доступа к этим системам позволит фондам оптимизировать процедуру проведения идентификации новых клиентов как при заключении новых договоров обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, так и при актуализации действующей клиентской базы. ВТБ Пенсионный фонд положительно оценивает перспективу проведения дистанционной идентификации клиентов с помощью единых баз».