«Соседями» России по рейтингу с теми же 28 баллами являются Азербайджан, Мадагаскар, Гамбия, Ливан, Мали, Никарагуа, Пакистан и Коморские острова. Из постсоветских республик наименее коррумпированной, как и в прошлом году, оказалась Эстония. Она занимает 28 место с индексом 68. На 43 месте — Литва (индекс 57), на 49 — Латвия (53). Грузия за год переместилась с 51 на 55 место (индекс 49). 94 место заняла Армения (36). Лидерами рейтинга стали Дания и Новая Зеландия с 91 баллом.
По информации Генпрокуратуры РФ, количество выявляемых коррупционных преступлений по результатам прокурорских проверок в 2013 году выросло на 4%. Размер причиненного ущерба превысил 10 млрд руб. По сравнению с прошлым годом показатель вырос в семь с лишним раз.
Сегодня же стало известно, что Владимир Путин подписал Указ «Об Управлении президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Начальником Управления назначен Олег Плохой, который до этого был замначальника управления президента по вопросам государственной службы и кадров.
Как вы прокомментируете позицию Россию в рейтинге? Что должны предпринять власти для более эффективной борьбы с коррупцией в госсекторе?
Считаю, что позиция в рейтинге вполне отражает ситуацию, потому что уровень коррупции достаточно высокий и ситуация с коррупцией в государственном секторе – очень серьёзная.
Что касается улучшения ситуации, то здесь наметились два направления. Первый - это всё то, что касается госзакупок - одна из наиболее экономически емких коррупционных сфер. В этом направлении мы ожидаем улучшений по нескольким причинам. Во- первых, в связи с переходом к новому законодательству о контрактной системе с 1 января 2014 года Во-вторых, в связи с активизированным вниманием общественности к данной проблеме, так, например, есть успешные примеры работы проектов «За честные закупки» и НАИЗ, активно поддерживаемых «Деловой Россией».
Второе направление по улучшению коррупционной ситуации связано с ограничением прав силовых структур в бизнес-процессы. Борьба идет с переменным успехом. Бизнес добивается существенного улучшения ситуации, но силовики потом отыгрывают ситуацию.
Кардинальным улучшением ситуации с коррупцией было бы постепенным вывод бизнеса из теневой сферы. Для этого необходимо перейти на адекватную налоговую нагрузку, при которой бизнес не будет платить деньги за «обналичивание» или «за крышу», а направит эти средства в качестве налогов в госсектор, тем самым перераспределив свои расходы. Это в свою очередь позволит бизнесу – «белому бизнесу» быть более защищенным, а значит более уверенно себя чувствовать и стороны властных структур и со стороны госорганов, и со стороны силовых структур.