Количество самозанятых россиян, бизнес которых находится в тени, приближается к отметке 15 млн. В большей степени это фрилансеры, ремесленники и сельские жители, которые продают домашнюю сельхозпродукцию.
По официальным данным, в РФ насчитывается более 5 млн микропредприятий со штатом рабочих до 15 сотрудников, малых предприятий со штатом до 100 человек и средних предприятий со штатом до 250 человек.
С целью решения проблемы «теневого» бизнеса, Комиссия Общественной палаты по развитию малого и среднего предпринимательства предлагает вести пропаганду в эфире федеральных телеканалов. Общественники указывают на то, что некоторые самозанятые люди просто боятся выйти из тени, поскольку не знают, какие у них возможности (например, могут ли они рассчитывать на пенсию).
Идея о ведении пропаганды была в письменном виде направлена в Минкомсвязи и МЭР для согласования. Предложение о пропаганде – часть Концепции повышения уровня финансовой грамотности населения.
Все же, как рассказала «Известиям» замдиректора Института управления социальными процессами ВШЭ Ирина Козина, пропаганда может не дать положительного результата. Она указывает на то, что у людей мало знаний в сфере предпринимательства; к тому же, они понимают, что, выйдя из тени, им придется платить налоги государству.
Поможет ли пропаганда предпринимательства в вышеописанном виде вывести из тени самозанятых граждан?
Любая пропаганда имеет успех и достигает своей цели. Вопрос только в том, насколько пропаганда малого предпринимательства в нашей стране будет эффективна.
Эффективность любой пропаганды слагается из двух факторов: качества самой пропаганды и востребованности того продукта, который она пропагандирует.
За последние четверть века, эффективно продавать наше телевидение более-менее научилось. Остается вопрос: о каких возможностях или о какой поддержке малого предпринимательства будет идти речь.
Сейчас, в условиях кризиса, основной задачей местных властей является поиск новых источников дохода и наполняемость бюджета. В связи с этим, они стараются заставить самозанятое население легализоваться и платить налоги от их предпринимательской деятельности. Напротив, задачей малого бизнеса является сокращение затрат, в том числе и фискальной нагрузки.
Представляется, что обе эти задачи противоречат друг другу и никакая агитация их не сможет решить.
Что бы самозанятое население было готово поделиться с государством частью своего дохода, оно должно получить, как минимум, равноценное денежное возмещение в виде льготного кредитования, налоговых льгот, специальных программ и прочих реальных финансово-экономических, административных, правовых мер государственной поддержки. А иные меры, в том числе и ужесточение ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность повлечет только дальнейшее сокращение и без того тонкой прослойки индивидуальных предпринимателей и криминализацию малого бизнеса.
Поэтому, если пропаганда легализации предпринимательства ограничится только самой пропагандой, без реальной и востребованной самозанятым населением государственной программы поддержки малого бизнеса, то такая инициатива лишь усилит недоверие предпринимателей к государственной власти, со всеми вытекающими отсюда последствиями.