В рамках совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева МЭР представило обновленный сценарий развития экономики России на текущий год и на плановые 2017-2019 гг. В новом прогнозе ведомство предсказывает рост курса рубля, рост промышленного производства и сокращение инфляции в 2016 году.
Тем временем, ведомство ухудшило прогнозы по всем другим экономическим показателям. Так, в 2017 году рост ВВП составит не 0.8%, как предсказывали аналитики в апреле, а 0.6%. К 2019 году рост может составить 2.1%. Оборот розничной торговли сократится на 4.6%, а не на 2.7% предсказанных весной. Уже в 2017 году розничная торговля вырастет на 1.1%, а в 2019 году – на 2.5%.
МЭР предполагает, что производительность труда к 2019 году увеличится на 5%, а экономика выйдет на среднемировые темпы роста. Чтобы этого достичь, государству придется нарастить инвестиционные расходы. В то же время правительство намерено заморозить расходы на уровне 15.787 трлн рублей на три года. Доходы при этом составят 12.3 трлн рублей. Таким образом, бюджет будет дефицитным и придется тратить резервы, а также занимать средства как внутри страны, так и за рубежом.
Вдобавок, со следующего года пенсии будут индексироваться на инфляцию прошедшего года. По мнению МЭР, к концу 2017 года не удастся достичь 4-процентной инфляции.
Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?
Как известно, сама идея о разработке прогнозов в режиме нескольких ожидаемых сценариев возникла в связи с подготовкой Стратегии — 2020, впоследствии утверждённой Правительством. При этом временной лаг разработанного документа ориентировался тогда на двенадцатилетний период- 2008-2020г.г. Впрочем, в то время при оптимистичном развитии цен в нефтегазовом секторе и максимальной рыночной стоимости добывающих компаний сценарий мыслился почти всегда как оптимистичный. Пессимистичный и даже консервативный варианты зачастую подвергались критике оппонентов. Но с той поры «утекло немало воды», и нынешнее вездесущее око МЭРа наводит, увы, на неоднозначные раздумья...
Действительно, современная парадигма общественного развития с той поры кардинально изменилась: она стала гораздо более непредсказуемой, экономически взрывной и трудно поддающейся вообще каким - либо прогнозам. Поэтому, на мой взгляд, Минэкономразвития необходимо перестать заниматься самолюбованием в плане чересчур краткосрочного публичного высказывания своей позиции на развитие экономики. Иначе как-то неудобно: сам прогнозирую, сам изменяю, иногда уж слишком ретиво, недавно обнародованную позицию, и далее вновь через 3-4 месяца, а иногда и ранее, появится очередной прогноз... Господа, это вполне допустимо для работы над диссертацией, какой-то научно-исследовательской тематикой, но не для государственного уровня.
Работать для самого себя - не вполне компетентная позиция. Гзлавный ориентир- подготовка сценария развития на очередной финансовый год и на ближайшие три года. Причём для народа важно знать, когда приблизимся к основным социально-экономическим показателям, т. е., к целям развития. Отсюда следует определять возможный тактический вектор модели развития на ближайшие три года. Именно этого требует Президент и ожидает население.
Как оцениваю новые экономические перспективы? В целом, положительно. Однако давайте подождём до завершения третьего квартала будущего, 2017года, и тогда ответим на вопрос о состоятельности прогнозов нынешнего Минэкономразвития России. Только не стоит ежеквартально, а то и ежемесячно, «подрихтовывать» сделанные совсем недавно выводы. Иначе, зачем нам такой МЭР?
Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?
В целом, я положительно оцениваю макро прогнозы МЭР, которые, очевидно, будут с небольшими доработками использованы при расчетах во время бюджетного процесса. Они в достаточной степени консервативны для того, чтобы для исполнения федерального бюджета не пришлось в экстренном порядке занимать или «печатать» деньги. При этом, я не исключаю, что реальность в итоге окажется даже несколько более позитивной. Так, согласно краткосрочному прогнозу Министерства энергетики США (EIA), к концу года стоимость барреля нефти марки WTI составит $45, а в конце следующего года дойдет до $60 за баррель. Данные ценовые уровни примерно соответствуют границе операционной себестоимости производства для большей части трудноизвлекаемых запасов нефти во всем мире. В таком случае, темпы роста ВВП и доходов будут умеренно выше ожиданий.
Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?
Прогноз МЭР обновлен совсем не сильно, чтобы можно было делать какие-либо резкие выводы. Уменьшение инфляции в 2016 году - это следование прогноза за реальными цифрами, которые мы видим на данный момент. Вопрос дальнейшей индексации пенсионных выплат пока вроде бы не вызывает больших вопросов, бюджетные проблемы по-прежнему очевидны, но решаться они будут, видимо, за счет сокращения других расходных статей бюджета а также возможной приватизации.
Что касается прогноза уровня инфляции в 4.1% к концу 2019 года, то здесь не нужно искать каких-либо скрытых смыслов. Да, ЦБ собирается достигнуть показателя в 4% к концу 2017 года и держать его на этом уровне. Разброс в 0.1% между прогнозами Минэкономразвития и ЦБ для показателей через три года не имеет сейчас большого значения.
Мы по-прежнему, разумеется, имеем огромную зависимость наших экономических показателей от динамики нефтяного рынка. То, что в базовом сценарии сейчас отражен уровень нефтяных цен в 40 долл/барр., нам кажется правильным (это вполне реальный прогноз). Соответственно, бюджет разумно принимать, исходя из именно таких переменных, тогда вероятность позитивных "сюрпризов" для бюджета будет больше вероятности негативных.
- Оценка цены нефти. Минэкономики применяет консервативные прогнозные планки – 40-55 долларов за баррель. Оценки очень разумны и, вероятно, отражают конъюнктуру спроса и предложения на сырье. С одной стороны, в последнее время ОПЕК проявляет большую активность в регулировании предложения. Пока это не вылилось в ограничения производства и экспорта. Но шансы на подобные соглашения велики. Ранее, такие соглашения были бы способны вызвать рост нефтяных цен. Однако стремительное совершенствование технологий в пользу энергосбережения ставит под вопрос возможности такого роста. Поэтому прогноз можно считать реалистичным.
- Грядущий экономический рост, по нашему мнению, оценивается министерством вполне адекватно. Отечественная экономика испытала именно структурный кризис, и этот кризис серьезным образом перераспределил доли отраслей в нашем ВВП. В сторону перерабатывающих, сельскохозяйственных секторов, в пользу производства вооружений, реанимации легкой промышленности. Эффект низкой базы и сильно обновленная структура экономики, видимо, позволят России выйти в ближайшие 2 года на средний прирост ВВП на уровне 2% и более.
- Дефицит бюджета на фоне поддержки экономического роста может оказаться более высоким, нежели прогнозные значения. Выше 2-3%. Пока дефицит сдерживается тратами страновых фондов, но этот процесс не может продолжаться длительное время. Отчасти спасти ситуацию может не только и не столько приватизация госкомпаний, но и активные внешние заимствования, которые станут доступны при ослаблении антироссийских санкций.
- Рост реальных зарплат сейчас слабо предсказуем. Внутренний спрос слаб, хозяйствующие субъекты склонных к экономии. Не исключено, что даже на фоне экономического подъема реальные доходы граждан на протяжение ближайших 2 лет не будут показывать повышения.