Присутствие одаренных сотрудников в компании пугает российских работодателей, ввиду необходимости создавать особые условия труда. К таким выводам пришли аналитики НП «Эксперты рынка труда», которые провели исследование «Каждой компании – по таланту!» совместно с агентством Changellenge.
В НП рассказали «Известиям», что наибольшую готовность работать с талантливыми сотрудниками высказывают международные компании. Российские работодатели относятся к таким кадрам более скептически. Все же, в некоторых отраслях одаренные сотрудники ценятся высоко: в торговле (16%), в сфере ИТ (12%), в медицине, фармацевтике и производстве (7%).
49% опрошенных респондентов признались, что программы по работе с одаренными кадрами в компании реализуются лишь формально. 28% респондентов указали на то, что в скором будущем в их компании вовсе не будут внедряться подобные программы.
Среди преимуществ работы с одаренными сотрудниками опрошенные назвали повышение эффективности работы и планирования, возможность генерирования нестандартных идей и повышение трудоспособности всей команды. Среди основных минусов – необходимость создания особых условий для работника, возможность возникновения конфликтов в команде и потребность подстраиваться под работу ключевых сотрудников.
По Вашему мнению, насколько эффективно реализуются программы по работе с талантливыми сотрудниками в российских компаниях?
Говорить, что работа с талантами реализуется больше или меньше в российских или международных компаниях некорректно в принципе.
Смысл сравнивать небольшую местную компанию с глобальными игроками?
Правильнее сказать, что лучше всего реализуются программы работы с талантами и кадрового резерва в компаниях, работающих на международных рынках. В этом смысле российская компания имеющая офисы в 50 странах мира работает с талантами так же продуктивно как например американская компания, работающая на российском рынке.
И наоборот. Если в компании работает до 50 сотрудников, то борьба и война за таланты может быть не так актуальны для нее. И неважно компания находится в России, Индонезии, Индии или США.
Могу с уверенностью сказать, что в российских компаниях программы работы с талантами тоже существуют на высоком уровне. Особенно в ИТ-отрасли.
Другое дело, что таких компаний пока не много.
По Вашему мнению, насколько эффективно реализуются программы по работе с талантливыми сотрудниками в российских компаниях?
Что такое «талант» в рамках организации? Это сотрудник, обладающий ценными качествами. Он креативен и нестандартно мыслит, видит ситуацию целиком и умеет прогнозировать долгосрочные последствия, способен анализировать большие объемы информации и генерировать здравые решения. Другими словами, это человек, обладающий высокой степенью развития компетенций. И вопрос не стоит - нужен такой сотрудник организации или нет; такие люди нужны в любом бизнесе и любой организации. Сейчас даже на государственной службе в Москве ввели процедуру оценки по компетенциям. Таланты нужны везде.
Встает другой вопрос - как их грамотно привлечь в организацию, удержать и применить с наибольшей эффективностью?
Существует множество программ по оценке сотрудников, удержанию лучших, повышению их мотивации, лояльности и т.д.
В некоторых компаниях такие программы внедрены и применяются. Исторически сложилось, что системный подход в работе с человеческими ресурсами пришел в Россию из западных стран посредством международных компаний, и здесь уже адаптировался, трансформировался и приобрел российскую специфику.
Многие российские компании успешно внедряют и разрабатывают свои программы по управлению талантами. И они зачастую более адаптивны и эффективны, нежели у иностранных коллег.
И проблема эффективности таких программ не в том - российская это или западная компания.
Важно понимание собственников бизнеса, что человеческие ресурсы - это наиважнейшая статья для инвестиций.