По итогам II квартала 2016 года число банкротств юрлиц в РФ выросло на 3,5%, следует из исследования Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
В июне 2016 было ликвидировано более 1,1 тыс. компаний, что на 2,6% ниже марта 2015 года — пиковой прошлогодней отметки. Более 60% случаев банкротств зафиксировано в торговле, строительстве и операциях с недвижимостью, при этом на малый бизнес пришлось 90% банкротств.
Причиной увеличения числа банкротств называется затяжной кризис. Объем ВВП снижается шестой квартал подряд. По данным Росстата за II квартал, экономика просела на 0,6%, экспорт из РФ продолжает сокращаться, инвестиции восьмой квартал подряд находятся ниже соответствующего периода предыдущего года.
Мы являемся свидетелями событий, которые разнонаправленно влияют на состояние предприятий малого и среднего предпринимательства. С одной стороны, существующие экономические ограничения стран-участников санкций, подстегнули развитие ряда российских предприятий. Здесь они получили уникальную возможность практически в тепличных условиях доработать свой продукт до конкурентоспособного и увеличить долю рынка. Это способствуют программы по импортозамещению. Однако целый ряд бизнесов пострадал от такого рода ограничений. Волна банкротств связана с большим трендом снижения платежеспособности населения, росту издержек. Те компании, которые не смогли перестроить свои модели бизнеса уходят, остаются более эффективные. Следует не забывать, что кризис это не только банкротства, но это и новые возможности. Уверен, что на месте ушедших компаний появятся новые, более успешные и конкурентоспособные.
Увы, стоит признать и тот факт, что многие представители малого бизнеса не имеют представления ни о финансовом планировании, ни о стратегическом планировании и вообще, о планировании. Бизнес ведется стихийно: есть клиенты, есть продажи - ура! хорошо. Закончилось и то, и другое: ой-ой.., нужно что-то срочно делать. Есть компании, в которых огромные бюджеты до сих пор сливаются на неэффективные рекламные каналы коммуникации с целевой аудиторией, просто потому что они не знают, как действовать иначе.
Низкий уровень управленческих навыков тоже налицо, как и множество внутренних проблем бизнеса, в которых виноват, в первую очередь, собственник. Присоединяем сюда недоступность кредитных инвестиций, из-за чего резко снижаются оборотные средства и получаем полный "смертельный" набор.