В рамках совещания у вице-премьера РФ Игоря Шувалова Министерство финансов предложило в 2017-2019 гг. собрать дополнительные средства в размере 2.5 трлн рублей для пополнения федерального бюджета. Сбалансировать бюджет ведомство предлагает путем повышения налогов, введения НДС в сегменте интернет-торговли, сбора денег у «Газпрома» и дивидендов у госкомпаний, а также введения акциза на сладкие напитки.
Повышение основных налогов необходимо для ежегодного сокращения бюджета на 1 п.п.: с 3.2% в 2017 году и до 1.2% ВВП в 2019 году. Балансировать бюджет за счет сокращения расходов финансовое ведомство не может, поскольку расходы на ближайшие три года зафиксированы на уровне 15.787 трлн рублей.
Суверенные фонды ощущают дефицит свободных денег, из-за чего государству придется тратить средства из резервного фонда и фонда национального благосостояния. В Минфине предсказывают, что в 2018 году резервы могут исчерпаться, пишут «Ведомости». Для решения проблемы необходимо повысить каждый из ключевых налогов на 1 п.п., что подарит бюджету дополнительные 170-324 млрд рублей.
Минфин предлагает и альтернативную схему балансирования бюджета: увеличение единой ставки НДФЛ до уровня 15%-16%, введение необлагаемого минимума и реформа страховых взносов.
Как Вы оцениваете предложение Минфина по повышению налоговой нагрузки ради сбалансированности бюджета?
Глубина бюджетных проблем заставляет идти на серьезные преобразования в структуре бюджета. Проблемы эти теоретически могут решаться разными способами: сильное снижение госрасходов, увеличение налоговой нагрузки, приватизация госкомпаний, эмиссия и др. - причем при текущих ценах на нефть нужна именно совокупность мер.
Что касается предложения Минфина по увеличению налоговой нагрузки, то позитивным моментом можно отметить отсутствие предложения о резком подъеме НДФЛ и введения прогрессивной шкалы налогообложения, которые могут способствовать еще большему "уходу в тень". Увеличение дивидендов с госкомпаний также шаг разумный в текущих условиях, однако подобная инициатива уже обсуждалась в этом году, но в реальности не увенчалась успехом. Рост же налогов для нефтяников приведет к еще более значительному сокращению инвестиционной активности, и уже через несколько лет в России мы можем начать наблюдать тенденцию к постепенному снижению объемов добычи.
Как Вы оцениваете предложение Минфина по повышению налоговой нагрузки ради сбалансированности бюджета?
Сбалансировать бюджет в текущих сложных макроэкономических условиях можно двумя способами: либо увеличить налоговую нагрузку, либо девальвировать национальную валюту. Обе меры в условиях грядущих парламентских выборов являются негативными для электората и правительство это прекрасно понимает. Из двух зол необходимо выбрать меньше и, на мой взгляд, лучше использовать плавную девальвацию рубля. Потому что в периоды экономического спада необходимо проводить мягкую кредитно-денежную политику и налоговое стимулирование. Если же выбрать статью повышения налогов, то экономика еще больше уйдет в “тень”, и никакого сильного эффекта в итоге получено не будет. Такая ситуация в России наблюдалась в 90-е годы и необходимо правильно извлечь уроки из прошлого.
Как Вы оцениваете предложение Минфина по повышению налоговой нагрузки ради сбалансированности бюджета?
В целом, вышеозначенные предложения Минфина не вызывают удивления. К началу 2017 года ожидается исчерпание Резервного фонда, а в 2018 – ФНБ. Таким образом, альтернатив повышению налогов не много: повышение пенсионного возраста/снижение пенсий (что, по всей видимости, было признано неприемлемым в преддверии выборов в Госдуму и президента), включение денежного «печатного станка» (несет в себе также риски социальной нестабильности по аналогии с нынешней ситуацией в Аргентине и Венесуэле т.к. инфляция – это фактически «налог на бедность») или сокращение военных расходов (в текущих геополитических условиях так же неприемлемо). Впрочем, не исключаю, что повышение налогов будет не столь существенным т.к. России даже под санкциями в последнее время вполне успешно удается привлекать займы на рынке.