Качество высшего образования в России находится на среднем уровне. К такому выводу пришли работодатели, выпускники вузов и взрослое население. Основная проблема высшего образования – недостаток практических навыков. В то же время опрошенные ВЦИОМ граждане положительно оценивают мероприятия Министрерства образования и науки по улучшению качества высшего образования и лишения аккредитации неэффективных вузов.
Результаты опроса ВЦИОМ показали, что 91% работодателей сетуют на недостаток практических навыков у молодых специалистов, пишут «Ъ». Эту позицию разделяют 56% выпускников. Нехватку теоритических знаний ощущает четверть выпускников, но большинство респондентов удовлетворены уровнем своих знаний. Противоположной точки зрения придерживаются работодатели: каждый второй считает, что уровень теоретических знаний молодых специалистов низкий.
Эксперты оценивают ситуацию со стороны получаемых студентами знаний в вузах. Они полагают, что в отсутствии практических навыков и среднем уровне теоритической подготовки виновата учебная программа, которая дает широкий спектр знаний и не предполагает никакой специализации. Как результат, молодым специалистам приходится развивать необходимые навыки непосредственно на рабочем месте.
Исследование ВЦИОМ также показало, что большинство населения России (65%) положительно оценивает тенденцию к росту популярности технических специальностей. Такой позиции придерживаются 82% работодателей и 58% выпускников вузов.
Чего не хватает современным выпускникам вузов для эффективной работы с первых дней?
«Проблема нехватки практического образования в вузах нашей страны не нова, и связана она в первую очередь с тем, что подавляющая часть преподавателей вузов — теоретики. Примеры того, когда успешные практики, признанные бизнес-лидеры, построившие успешную карьеру, приходят преподавать в вуз — это большая редкость, и делают они это в основном, благодаря собственной социальной ответственности. Привлекать к преподаванию или мастер-классам успешных практиков на постоянной основе, решая проблему комплексно, вузы пока не начали, возможно, из-за нехватки в том числе материальных средств для реальной мотивации таких людей. Вузы нашей страны дают прекрасное базовое образование, позволяющее выпускникам иметь действительно широкий кругозор по окончанию вуза, однако прикладным навыкам, прежде всего необходимым в работе, им приходится учиться уже у первого работодателя. С этим связано такое большое количество программ обучения и развития, которые сейчас предлагают многие компании, признавая, что им проще отобрать подходящих корпоративной культуре ребят по личностным компетенциям, а всему остальному обучить самостоятельно. Вузам в этом вопросе работодатели не доверяют. Однако процесс адаптации образования к потребностям бизнеса все-таки начался — сегодня во многих ведущих вузах появляются подразделения, отвечающие за взаимодействие с компаниями-работодателями. Вузы стали более открыты к коммуникации с ними и действительно понимают ее ценность. Однако процесс такого разворота, к сожалению, назвать быстрым нельзя».