В 2016 году 26% российских выпускников высших учебных заведений намерены работать по специальности. 39% выпускников уже работают по специальности. Впрочем, как показало исследование агентства «Контакт», более трети – 35% - респондентов не намерены трудиться в той отрасли, в которой получили знания. Из них 23% уже работают в других сферах, 9% сомневаются, что будут искать работу в соответствующем профиле и 3% категорически заявили, что не будут работать по специальности.
В агентстве указывают на то, то ключевым критерием выбора места работы для выпускников является уровень возможного дохода, пишет «Ъ». В лидерах требований к работе – сфера деятельности компании и возможность карьерного роста. Дружелюбность коллектива – еще один немаловажный фактор при выборе места работы.
Результаты исследования также показали расхождение в зарплатных ожиданиях молодых специалистов и реальных зарплат. Так, более половины выпускников рассчитывают получать 55 тысяч рублей и выше, в то время как работодатели предлагают зарплату молодым специалистам не более 25-45 тысяч рублей.
Более того, выпускники и работодатели по-разному определяют важные качества молодого специалиста. Первые полагают, что работодатели больше всего обращают внимание на опыт работы и личные качества при приеме на работу. Работодатели утверждают, что изначально смотрят на личные качества и образование соискателя. Опыт работы и знание языков – менее важные аспекты для работодателей.
Как работодатели могут заинтересовать выпускников работать по специальности (кроме финансовой составляющей)?
Как мне кажется, компаниям нужно более активно взаимодействовать с ВУЗами и студентами в целом.
Как минимум, работодатель может встречаться со студентами в качестве спикера и рассказывать о том, чем конкретно будут заниматься студенты, если будут работать на данной специальности, "подводных камнях", так как большинство студентов слабо представляют себе не только ситуацию на рынке труда, но и с чем будет связана их профессиональная деятельность.
В дальнейшем на 3-4 курсах можно приглашать студентов на стажировку, чтобы они могли увидеть всю "кухню" изнутри. Так во многих крупных компаниях принято "выращивать" специалистов у себя, работодатели могут заинтересоваться активным стажером/студентом и после окончания ВУЗа взять его на работу на постоянной основе.
Сам факт того, что у студента по окончании ВУЗа будет на руках не только диплом, но и релевантный его специальности опыт работы, будет стимулировать его.