Принцип резидентства подразумевает «требование от резидентов–компаний, даже если они учреждены по законодательству другого государства, уплаты налогов с доходов, полученных от источников в РФ», - пояснил Шаталов. Таким образом, компании будут платить в России налоги не только с пассивных доходов из России (роялти, дивиденды, проценты по займам), но и с доходов, полученных по всему миру. Правда, в таком случае, должны соблюдаться договоренности по соглашениям об избежании двойного налогообложения.
Также перед властями стоит задача решить вопрос налогообложения контролируемых компаний. Речь идет о ситуациях, когда российская компания или российское физлицо учреждает бизнес в низконалоговой юрисдикции, и этот бизнес не распределяет прибыль в пользу учредителей: не выплачиваются дивиденды и нет никакой информации об обороте этих средств.
Отметим, что чаще всего владение российскими активами происходит через юрисдикции, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности - это Кипр, Швейцария, Гонконг, Нидерланды, как наиболее популярные. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний.
Как вы прокомментируете данную инициативу Минфина по борьбе с офшорами?
Данная мера безусловно будет способствовать увеличению налоговых поступлений, но в то же время сделает менее привлекательным российский рынок для компаний-нерезидентов тех стран, где нет договоренности с РФ об избежании двойного налогообложения.
С какими проблемами могут столкнуться российские холдинги с зарубежной пропиской в случае законодательного утверждения этой идеи?
В первую очередь данная инициатива коснется иностранных компаний, ведущих свою деятельность на территории РФ. Для российских холдингов с материнской компанией в оффшоре данная законодательная инициатива не несет каких-либо изменений.
Как вы прокомментируете данную инициативу Минфина?
Предложение г-на Шаталина, видимо, представляет собой жест отчаяния: в бюджете, несмотря на высокую цену нефти, настолько не хватает денег, что государство готово решиться на радикальные меры в виде такого "сравнительно законного" способа отъема денежных средств.
Для понимания, речь не идет о налогообложении дохода иностранных компаний, полученных от источников в РФ - эти доходы и так уже облагается налогами в РФ. При выплате российской компанией в адрес иностранной компании дохода (в виде дивидендов, процентов по займам, роялти за использование объектов интеллектуальной собственности, доходов от недвижимости и др.) российская компания признается налоговым агентом и по налогу на прибыль (ст. 309 НК РФ), и по НДС (ст. 161 НК РФ).
Минфин РФ предлагает обложить налогом доходы ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, причем - ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ. При условии, что российские налоговые органы такую иностранную компанию - посчитают, фактически - по каким-то своим произвольным критериям, налоговым резидентом РФ.
Во-первых, такой подход прямо противоречит международным договорам - соглашениям об избежании двойного налогообложения, которые у России заключены с 80 государствами. Каждое соглашение четко определяет, кто признается резидентом каждого из договаривающихся государств. Изменить международный акт односторонним волеизъявлением российских властей конечно невозможно.
Во-вторых, обосновать присвоение иностранной компании статуса налогового резидента РФ на практике может быть весьма сложно, даже если бенефициар (фактический владелец) иностранного бизнеса - на самом деле гражданин России. Например, российские государственные органы, несмотря на требование лично Путина В.В., так на смогли документально подтвердить, кто является бенефициаром (фактическим владельцем) аэропорта Домодедово. А это - стратегический объект, находящийся на территории России. Что уж говорить про доказательства того, кто является бенефициаром иностранной компании, не ведущей деятельности в РФ.
И, наконец, в-третьих, нужно учитывать закон сохранения энергии и массы: если где-то прибыло, значит в другом месте - неминуемо убыло. Если российское государство начнет облагать налогом доходы иностранных организаций, полученные за пределами РФ, тем самым оно либо лишит налогов с этих доходов иностранное государство по месту регистрации компании, либо - повторно обложит налогом доходы, с которых иностранная организация уже заплатила налоги - "своему государству", в котором она зарегистрирована. Любой из этих вариантов - очень сомнителен с точки зрения международного законодательства.
Поэтому данную инициативу нужно расценивать как "жест отчаяния", крайнюю меру, на которую бюджет вынужден идти из-за недостатка доходов в бюджете и отсутствия источников его пополнения.
К тому же эффективность данной меры вряд ли будет высокой, российские холдинги с зарубежной "пропиской" имеют все ресурсы и юридические возможности для необходимой корректировки, усложнения схемы владения активами. Структура их бизнеса станет еще более непрозрачной и запутанной, так, что у российского государства просто не будет возможности доказать российские "корни" иностранного бизнеса.
Как вы прокомментируете возможное введение института налогового резиденства?
Основное направление налоговой политики понятно – восполнение дефицита бюджета, в том числе и посредством «деофшоризации» отечественной экономики. Вместе с тем, такая инициатива Минфина, на наш взгляд, преждевременна: данные меры повлекут за собой не только очевидный отток иностранного капитала, но и станут стимулом для создания новых схем незаконной налоговой оптимизации.
Несмотря на то, что институт налогового резиденства уже давно применяется во многих странах мира, внедрение его у нас потребует немало времени. Во-первых, нормы о налоговом резидентстве, имеющие иностранные корни, могут просто не подпадать под терминологию, используемую в отечественном законодательстве. Во-вторых, в России отсутствуют соглашения об обмене налоговой информацией с большинством офшорных государств.
В этой связи, поскольку согласно общемировой практике компания считается резидентом страны, где заседают члены совета директоров, возникает проблема отнесения органов управления офшорной компании к налоговым резидентам РФ. Более того, информация о директорах и собственниках компаний в офшорных государствах не является публичной, поскольку даже не передается в государственные органы при регистрации компании.
Очевидно, что на холдингах, большинство которых зарегистрировано в офшорных странах, такая инициатива скажется отрицательно. При этом высока вероятность попыток ухода из-под понятия налогового резиденства, широко применяемыми в мировой практике способами (например, использование двух директоров, один из которых заседает в безналоговой юрисдикции и т.п.).
В этой связи, представляется целесообразнее и перспективнее не усиливать рамки, облагая дополнительно налогом иностранные компании в России, а создавать условия развития национального бизнеса, предоставляя соответствующие преференции.