К концу 2017 или началу 2018 года в России может заработать новая пенсионная реформа. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. Реформа предполагает переход от обязательного к добровольному формату формирования накопительной части пенсии.
Изменения, разработанные Минфином и Банком России, получили название «Концепция индивидуального пенсионного капитала». Нововведения предусматривают сохранение обязательных отчислений в размере 22% в ПФР, а также отчисления с зарплаты работников в НПФ или ВЭБ в размере 0%-6%. Процент от зарплаты для отчислений будет определяться самим гражданином.
При этом Министерство финансов предлагает освободить добровольные взносы от НДФЛ, а накопления признать собственностью граждан. Ведомство рассматривает даже вариант единовременной выплаты добровольных накоплений.
В социальном блоке правительства отнеслись к формату реформы с недоверием, поскольку пока остается неясным, насколько эффективным окажется институт накопительной пенсии, учитывая среднегодовой уровень инфляции.
Достаточно ли отчислять 0-6% из зарплаты в НПФ для получения достойной пенсии?
Планируется сохранить размер пенсионных отчислений в 22% с зарплаты, при этом по обязательным накопительным взносам, принудительно изъять у граждан возможность ими управлять и отправить их в бюджет на свои нужды. А ведь именно они были той единственной частью изымаемых налогов, которой люди могли хоть как-то управлять и видеть, куда идут их деньги. Взамен планируется сказать – ребята мы передумали, а теперь кто хочет накопительную пенсию, добровольно и плюсом к налогу с зарплаты отчисляйте еще до 6%, И все это через 2 года после последней реформы и обещания государства сохранить обязательные накопительные взносы тем, кто выбрал накопительную пенсию (50% россиян). Это в стране, где 70% граждан не имеют личных сбережений в принципе, цена жизни за 2 года взлетела в 3-4 раза. Не очень понятно, как такая система может жить. Должны быть экстраординарные меры стимулирования со стороны государства, объявленных - явно недостаточно.
Достаточно ли отчислять 0-6% из зарплаты в НПФ для получения достойной пенсии?
Для получения достойной пенсии необходимо иметь достойные отчисления, т.е. формировать их из своей большой «белой» зарплаты. В этом случае дополнительные взносы пойдут на увеличение пассивного дохода, который позволит человеку достойно жить на заслуженном отдыхе.
А ПФР теперь будет забирать все существующие сейчас взносы (те, что шли в страховую и накопительную) в «общий котел» на выплату нынешним пенсионерам, ничего не оставляя на будущее – пресловутый принцип солидарности поколений, который уже несколько десятилетий не работает (нет достаточного количества рабочих мест и молодежи на смену выбывающим работникам). Увеличение ставки взносов (даже, если все будут платить) не даст действительно необходимой суммы для большинства населения России при любых обстоятельствах из-за низкой базы зарплат. Эту ситуацию сейчас исправляют, увеличивая МРОТ.
Таким образом, одним «краеугольным камнем» является отсутствие базы для наполнения бюджета ПФР (не может один работник обеспечить взносами одного пенсионера – 22% от фонда оплаты труда превратить в 40% от замещения заработка пенсионеру, а к такой пропорции страна подходит в ближней перспективе), что заставляет федеральный бюджет выделять все большие транши (2 трлн. р. в год) из других программ финансирования.
Другим «камнем» является пресловутая неэффективность накопительного компонента, который нужно закрыть, что тут же позволит решить проблемы баланса пенсионной системы… правда всего на один год. При этом забывается, что накопительную часть пенсии ввели по другой причине и по ней функция выполняется на 100%. Государство переложило ответственность за индексацию части пенсии на бизнес и чтобы он не смог отказаться, предложило на этом заработать. То есть само существование накопительного компонента экономит для бюджета уже более 300 млрд. р. (средняя инфляция с 2002 года составляет около 9,8% в год при общей сумме накоплений более трех трлн. р.) в год, а ведь компании еще дают доход, который разными компаниями частично или полностью выполняет роль индексации по инфляции. Таким образом, достойный размер пенсии при существующих ставках взносов недостижим, но баланс системы для бесперебойных выплат пенсий населению, конечно при ее поступательном развитии, будет восстановлен в течение этого поколения.
Еще одним компонентом, для пенсионной системы таким же важным, что и экономические показатели, является доверие граждан к институту формирования и выплаты пенсий. Постоянное изменение правил уже даже на отрезке меньше года, а также объявляемые обещания со стороны каждого причастного и не очень публичного лица не способствуют спокойному и разумному обсуждению проблемы и ее решению на уровне граждан. У людей нет мотивации участвовать в «добровольных» программах, а попытки разобраться забиваются информационным мусором из правительства (обратная сторона открытости и прозрачности, когда реальные решения принимаются кулуарно, а обсуждение выносится на всеобщее обозрение с очень большими трудностями на него повлиять). Правительство (часть его членов) с одной стороны рассказывает об опасности пенсионной системы и ее частей, а с другой – предлагает туда вносить личные средства «на авось». Но и эта попытка затруднена уже с другой позиции – по статистике, откладывать что-либо на пенсию могут не более 20% населения, половина которых уже откладывает в различных программах, а половина не имеет четкого фундамента для постоянного вложения средств с неизвестным исходом. 80% физически не могут позволить себе откладывать на пенсию, тогда почему пенсионная реформа подается, как общая?
Что же можно сделать:
- дальнейшее наведение порядка со взиманием страховых взносов и налогов с неплательщиков,
- увеличение МРОТ до минимально необходимого реального заработка, с которого можно делать взносы,
- радикальное снижение гос. аппарата до 150 000 чиновников (этого хватало в СССР, где не было интернета, баз данных в сетях, портала госуслуги.ру и с тотальным планированием всех аспектов жизнедеятельности страны),
- определение формирования досрочных пенсий для будущих пенсионеров только за счет их работодателей,
- увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, если они родили менее трех детей (по причине подстегивания роста рождаемости в СССР была введена дискриминация мужчин по выходу на трудовую пенсию, ведь впервые в мире в России было введено равноправие),
- проводить массовый ликбез среди старшего поколения по включению их в экономику, переобучение на менее ответственные и щадящие виды работ без ущемления их трудовой пенсии (помним, что это замещение их трудового заработка, а не пособие или премия).
Достаточно ли отчислять 0-6% из зарплаты в НПФ для получения достойной пенсии?
Как известно, в настоящее время пенсия формируется за счет отчислений в размере 22% от фонда оплаты труда, из которых на накопительную пенсию может идти 0 или 6% в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрал гражданин. Поэтому предложение по установлению тарифа на накопительную пенсию в размере от 0 до 6% не окажет существенного влияния на конечную сумму накопительной пенсии. Другое дело, что инициатива предполагает перевод накопительной составляющей из обязательного формата в добровольный - это означает, что общий размер ежемесячных пенсионных взносов может вырасти.
Что касается достаточности накопительных взносов для получения достойной пенсии в будущем, хотелось бы напомнить, что при расчете пенсии помимо накопительных взносов учитываются страховые, которые отчисляются в ПФР и учитываются в баллах.
Ключевыми параметрами, которые оказывают влияние на размер нашей будущей пенсии, является общий трудовой стаж и размер официальной заработной платы.
Поскольку инициатива предполагает дополнительную финансовую нагрузку на граждан, необходимо не только придумать и внедрить эффективные механизмы мотивации, но и гарантировать гражданам, что они будут соблюдаться. Только в этом случае можно заинтересовать граждан подобным предложением.