Члены СПЧ подготовили пакет предложений по взаимодействию граждан с государственными органами. Они полагают, что при любом контакте граждан с госорганами необходимо учитывать их реальное место жительства, поскольку регистрация в паспорте далеко не всегда совпадает с местом уплаты налогов. Таким образом, в СПЧ намереваются отменить правообразующую силу регистрации по месту жительства.
Член СПЧ и глава правозащитной организации «Восход» Евгений Бобров рассказал «Известиям», что самая сложная ситуация во взаимодействии граждан с госорганами зафиксирована в Москве. В столице живет и работает большое количество людей, которые не могут получить прописку, а значит – юридически здесь не проживают.
В совете подготовили документы, прописывающие механизмы, которые позволяют обращаться за социальными выплатами в Москве не по месту регистрации, а по документам о работе, учебе или лечении. Сверх того, основанием оказания услуг должны стать документы, которые засвидетельствуют то, что гражданин платит налоги именно по месту обращения, а не по месту регистрации.
Г-н Бобров добавил, что инициатива СПЧ уже была положительно оценена в ФНС, в Генпрокуратуре и в Следственном комитете.
Как Вы оцениваете предложение СПЧ определять место жительства по месту уплаты налогов, а не по штампу в паспорте?
Данная инициатива будет положительно сказываться на гражданах, поскольку для некоторых действительно затруднительно получить регистрацию по месту пребывания или постоянную прописку, в то время как осуществление трудовой деятельности происходит в другом регион, который отличается от штампа в паспорте. Данное нововведение облегчит доступ к государственным услугам и иным социальным благам, некоторые из которых можно получить благодаря временной или постоянной регистрации.
Как Вы оцениваете предложение СПЧ определять место жительства по месту уплаты налогов, а не по штампу в паспорте?
Отказ от существующего института регистрации граждан по месту жительства и (или) места пребывания представляется нецелесообразным и может повлечь факты злоупотребления со стороны граждан при получении социальных выплат.
Как указывают противники действующей системы регистрации, необходимо, чтобы при любом контакте граждан с государственными органами учитывалось их реальное место жительства, которое может не совпадать с адресом регистрации, а основанием для обращения граждан за социальными выплатами должна быть не регистрация, а документ об учебе, работе или лечении.
В условиях развитой агломерации крупных городов и транспортной инфраструктуры многие граждане имеют возможность, проживая за пределами привлекательных с точки зрения социальных выплат регионами, только работать, учиться и лечиться в данных регионах. При этом ни работа, ни учеба, ни лечение не предполагают реального проживания в крупном городе.
Подтверждением реальности проживания может являться только правоустанавливающий документ на место жительства или место пребывания (договор найма, гостиничный чек и пр.). – основание для регистрации. Кроме того, регистрация предоставляет государству возможность проверять соблюдение наймодателями налогового законодательства при предоставлении жилых помещений по договору коммерческого найма – нарушений крайне высокой степени латентности.
Также стоит отметить, что далеко не всегда место регистрации юридического лица (юридический адрес) совпадает с местом фактического осуществления им деятельности. Особенно это актуально для юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве, но предоставляющих рабочие места за её пределами. Формально работники таких юридических лиц будут иметь право на социальные выплаты, предоставляемые регионом, в котором они не бывают вообще.
Таким образом, существующая система регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания при строгом соблюдении требований нормативных актов предоставляет государству действенный механизм контроля за соблюдением налогового законодательства и препятствует проявлениям злоупотреблений при получении социальных выплат, чего лишена предлагаемая система учета граждан.
Другое дело, что правоприменители не используют в достаточной мере имеющиеся ресурсы системы регистрации граждан, но это уже вопрос, требующий отдельного рассмотрения.