Утверждена стратегия развития предпринимательства до 2030 года

10 июня 2016 г. Государство 4 5045 Гэу Андрей

Кабмин утвердил стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Главной целью стратегии является увеличение доли МСП в ВВП вдвое — с 20% до 40%, до уровня развитых стран. Для достижения этой цели необходимо обеспечить ежегодный прирост доли минимум на 1%. Оборот малых и средних предприятий в обрабатывающей промышленности должен возрасти в два с половиной раза по сравнению с 2014 годом (11,8%), а производительность труда — в два раза.

Для встраивания МСП в «производственные цепочки отдельных юрлиц» стратегия предусматривает постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов МСП с 18% в 2016 году до 25% с 2018 года.

Как указано в тексте стратегии, сейчас МСП — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рабочие места для 18 млн граждан. «Около одной пятой ВВП РФ, а во многих субъектах — треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями»,— говорится в документе. В основном малый бизнес сосредоточен в сферах торговли и услуг, средний — в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

«У нас, к сожалению, пока по уровню малого и среднего предпринимательства есть отставание от развитых, передовых экономик. Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии»,— сказал Дмитрий Медведев. По его словам, документ предполагает упрощение доступа малого и среднего бизнеса к финансированию, к инженерным сетям, а также снижение административной нагрузки.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Лашкина Елена (Помощник Министра — Пресс-секретарь, Минэкономразвития России)

Стратегия развития МСП до 2030 года разработана Минэкономразвития России и является обобщением всех предложений и идей по мерам развития малых и средних предприятий, своего рода воплощение запроса от предпринимательского сообщества на изменения в сфере регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
Главная установка Стратегии – «малый бизнес – прежде всего». Задача – создать такую ситуацию, когда любые регуляторные решения будут оцениваться на предмет их влияния на малое и среднее предпринимательство.
Мы рассматриваем Стратегию как механизм, который:
- обеспечит координацию действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- сведет к минимуму возможные негативные эффекты для сектора от принятия отдельных решений в других областях экономической политики и социальной политики;
- выступит ориентиром для регионов при обосновании и реализации решений, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- станет сигналом для граждан, представителей действующего бизнеса и иных участников предпринимательского сообщества в отношении долгосрочных приоритетов государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, что в свою очередь позволит вернуть доверие граждан к государственным решениям.

В рамках реализации Стратегии будут сформированы соответствующие механизмы, в том числе путем развития системы оценки регулирующего воздействия.
Совместно с предпринимательским сообществом определены четыре ориентира Стратегии, достижение которых позволит говорить о выходе на новый качественный уровень развития малого и среднего предпринимательства.
В частности, это:
- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн. руб. в 2014 году до 104,7 трлн. руб. в 2030 году);
- увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 году (с 2,3 млн. руб. в 2014 году до 4,6 млн. руб. в 2030 году);
- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства с 11,8 до 20 % (с 4,9 трлн. руб. в 2014 году до 20,9 трлн. руб. в 2030 году);
- увеличение доли занятых в общей численности занятого населения с 25 до 35 % (с 18 млн. чел. в 2014 году до 25 млн. чел. в 2030 году).
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню отдельных развитых стран.
В конечном счете результатом реализации мероприятий должно стать создание принципиально новой бизнес-среды для малых и средних компаний – среды, открытой для граждан, желающих начать и развивать собственное дело, и максимально комфортной с точки зрения соблюдения обязательных требований.
Для достижения поставленной цели запланировано решение ряда задач, среди которых интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулирование спроса на продукцию МСП, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики. Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий. Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей. Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Фахретдинов Сергей (Член президиума генерального совета "Деловой России", руководитель комитета "Деловой России" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний)

Предпринимательское сообщество уже долгое время ожидает этот документ. В него вошли и наши предложения по взаимодействию бизнеса и госкомпаний. Их реализация создаст прочный плацдарм для работы предпринимателей.
Одной из наших инициатив было постепенное увеличение к 2018 году процентной квоты закупок у МСБ до 25%. В четвертую часть закупок у бизнеса наконец будут входить не только услуги МСП, но и производственные товары и работы, что, несомненно, положительно отразится на всей экономике России.
Сейчас основной спрос в российской экономике сосредоточен в госсекторе. По данным портала zakupki.gov.ru, закупки госкомпаний по 223-ФЗ в 2015 году превысили 23 трлн руб., еще 6,5 трлн пришелся на госзаказ – закупки по 44-ФЗ. В целом, суммарная потребность госсектора и госкомпаний в продукции и услугах составила около 30 трлн рублей – это более трети российского ВВП.В документ также вошли наши предложения, касающиеся повышения прозрачности закупочных процедур, сокращения издержек потенциальных поставщиков в связи с внедрением технологий электронных торгов, проведения регулярного анализа потребностей заказчиков в закупках, создания реестров надежных поставщиков из числа субъектов МСП, а также содействие созданию совещательных органов, ответственных за аудит закупок у МСБ, и оказание методической помощи предпринимателям.

С начала 2016 года «Деловая Россия» при поддержке Корпорации МСП и Экспертного совета при Правительстве РФ начала реализовывать проект территориально-кластерного развития промышленных агломераций. Эта задача также включена в Стратегию развития до 2030 года.

Теперь наша задача заключается в том, чтобы все меры были реализованы не на бумаге, а на деле.

Сафиоллин Алексей (Сопредседатель, Общероссийская общественная организация содействия привлечению инвестиций в РФ «Инвестиционная Россия»)

Стратегия, утвержденная премьер-министром РФ, безусловно, является одним из ключевых документов стратегического планирования и развития страны.
Важно и хорошо, что малый и средний бизнес выделен в отдельные направления и за этим официально закреплена организация – Корпорация развития малого и среднего бизнеса.
Значит, определен ответственный и обеспечены параметры финансовых ресурсов (определен объем бюджета).
В Стратегии поставлена конкретная задача: за 15 лет в стране количество желающих заниматься своим бизнесом должно увеличиться в несколько раз.
Как это сделать, тоже отражено в стратегии.
В целом она направлена на преодоление главного административного барьера. И это касается как экономии времени на получение всевозможных разрешений и согласований, так и раскрытия планов развития территорий, а конкретно муниципальных образований, где сегодня все очень сложно с реализацией разработки стратегий по 172 закону. Необходимы открытость и прозрачность территорий, позиционирование их инвестиционной привлекательности, а соответственно и возможностей для бизнеса - это та задача, которая должна решаться одновременно с документами стратегического развития муниципальных образований (городов, населенных пунктов). Сейчас происходит разрыв между федеральными планами и реализацией на местах. Я уверенно говорю об этом, потому что имею опыт работы и в бизнесе, и во власти.

Катырин Сергей (Президент ТПП РФ)

Стратегия развития МСП – новый для России документ. Его принятие обусловлено необходимостью синхронизации усилий органов власти и институтов развития на всех уровнях. Дело в том, что, несмотря на наличие государственных и муниципальных программ поддержки малых и средних предприятий, до сегодняшнего дня прорыва в секторе МСП не наблюдается, и многие вопросы остаются нерешенными.
Это, прежде всего, вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса, низкая инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий, уход субъектов МСП в теневой сектор, непростой доступ к госзакупкам, закупкам госкорпораций и предприятий с госучастием.
Стоит отметить, что разработка и принятие документа проходило при активном обсуждении его с бизнес-сообществом. Отмечу, что большинство предложений, на внесении которых настаивала ТПП РФ, отражены в принятом документе. Среди таких предложений ключевым является ориентир на увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП России в два раза: с 20 до 40 процентов. Достижение такого показателя реально, о чем говорит опыт таких стран, как Япония (57 процентов), ЮАР(55), Южная Корея (40)...
Важное место в Стратегии занимают принципы государственной политики, за разработку которых выступала ТПП РФ: создание условия для развития МСП; разработка стабильных правил игры, гарантирующих предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий и т.д. В Стратегии прописаны конкретные инструменты и механизмы по реализации этих принципов.
Отмечу, что в Стратегии заданы четкие целевые индикаторы по всем направлениям до 2030 года. Есть задачи, есть принципы работы, есть механизмы и конкретные мероприятия. Теперь предстоит большая совместная работа органов власти, общественных объединений, институтов развития, бизнеса, направленная на реализацию Стратегии.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также