Теперь ведомство планирует подготовить список льгот, которые можно отменить с 2015-2017 годов. В частности, предлагается рассмотреть возможность сокращения списка товаров, на которые распространяется льготная ставка НДС в размере 10%. По мнению министра финансов Силуанова, из-за льготной ставки налога на добавленную стоимость бюджет недополучает более 100 млрд рублей. По данным Счетной палаты, общая величина налоговых льгот за 2012 год составила 5,5 трлн рублей.
Для анализа эффективности льгот, а именно сопоставимы ли послабления для бизнеса с потерями бюджета, будет создана специальная группа с участием Счетной палаты, Минэкономразвития, ФСТ, «Опоры России» и РСПП.
На ваш взгляд, какие льготы необходимы отечественному бизнесу?
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» занимается анализом эффективности льгот и в ближайшее время представит официальную позицию организации по этому вопросу.
В нашей стране необходимо упорядочить всю систему льгот и разработать единый системный подход к этому. Действительно, льготы очень нужны бизнесу. Но они нужны на начальной стадии развития бизнеса. Например, если это старт-ап или строительство крупного предприятия, и т.д., о каком налогообложении можно говорить, если еще нет никакой прибыли, никакого результата?
Если смотреть на проблему выплаты налогов с этой стороны, то налогообложение выглядит отягощающим бизнес и даже абсурдным. Логичнее подождать, когда бизнес что-то сделает и тогда сможет платить налоги.
Итак, на первом этапе работы нам в стране очень нужны льготы.
Считаю, что некоторые льготы, например, для определенных отраслей могут искажать реальную экономическую ситуацию, например, с наймом рабочей силы. Таким образом, льгота для одних, как сообщающийся сосуд, ударяет по другим. Поэтому все льготы должны быть грамотно упорядочены.
Это особенно важно в отраслевой политике. Целесообразно, на мой взгляд необходимо утвердить определенные критерии для введения льгот, например, начальный этап развития бизнеса, старт-ап, и, самое главное – создание новых рабочих мест.
По моему мнению, необходимо «льготировать» то, что в итоге приведет к расширению налоговой базы. Сегодня мы вкладываемся в будущие налоги с высокопроизводительных рабочих мест, с новых предприятий и т.д.
Не надо рассматривать льготы, как льготы, которые дают послабление определенному направлению, а надо их переориентировать, сделать более нацеленными на производство, чтобы они работали на будущее, будущий налог.
Льгота должна быть вложением в будущую налоговую базу.
Льготы и преференции в таком масштабе это действительно плохо. Мне кажется, что такой подход действительно не имеет перспектив не только в данный момент, но и в принципе.
Другое дело - расширение спектра возможных налоговых режимов с 2-3 до 30 для различных типов предприятий или для разных видов деятельности. Например, был успешный опыт с введением Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН), Единого сельскохозяйственного налога. Дифференцированные налоговые режимы активно разрабатывались и внедрялись в конце 90-х – начале 2000-х и они доказали свою эффективность.
Кроме того, в XXI веке с учетом быстро меняющихся экономических условий и финансовой ситуации налоговая политика должна быть, с моей точки зрения, более гибкой и мобильной.
В этой связи, вместо сплошных налоговых льгот на неопределенный период было бы более актуальным и полезным внедрение точечной системы бонусов или специальных акций, ограниченных во времени.
Так, для поощрения добросовестных налогоплательщиков можно было бы запустить бонусную акцию «Месяц без налогов - в подарок добросовестным налогоплательщикам».
Для стимулирования создания бизнеса в конкретном муниципальном образовании, где есть проблемы, например, с летним водным туризмом можно было бы запустить акцию «Начни бизнес в водном туризме и получи «нулевой тариф на год». Если через год акция покажет свою эффективность – можно подумать о ее продлении, а если неэффективна – отменить.
В сфере обязательного социального страхования оправдан был бы перевод обязательных видов социального и медицинского страхования действительно на страховые принципы путем покупки работодателями полисов обязательного социального страхования на ежегодной основе.
То, о чем я сказал выше – значительно сложнее, чем просто «всем льготы» или просто «отменить все льготы», как предлагает Минфин России.
Это так называемое «умное регулирование», а для того, чтобы его внедрить - подумать надо….