В России будет введена административная ответственность для физических лиц, имеющих на праве собственности автобусы или грузовые автомобили, за нарушения законодательства о безопасности перевозок. Соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство РФ.
«Предлагается ввести понятия «пассажир» и «груз», что позволит распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования по перевозке пассажиров и грузов, в том числе для собственных нужд данных субъектов экономической деятельности», — говорится в пояснительной записке.
В РФ значительное количество грузовых автомобилей и автобусов на праве собственности или ином вещном праве принадлежат физическим лицам, которые осуществляют эксплуатацию этих автобусов и грузовых автомобилей на дорогах общего пользования, осуществляют перевозки пассажиров и грузов, говорится в сопроводительных документах.
При этом законодательством не предусмотрены какие-либо требования по обеспечению безопасности дорожного движения для указанных физических лиц. В связи с этим кабмин предлагает дополнить статью 20 закона «О безопасности дорожного движения» новым пунктом, предусматривающим распространение ряда требований, действующих в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на физических лиц, имеющих на праве собственности или ином вещном праве автобусы или грузовые автомобили. В частности, предлагается обязать указанные физлица обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Кроме того, физлица будут обязаны оснащать транспортные средства тахографами.
В законопроекте предусматривается административная ответственность за нарушение данных требований.
Обеспечение безопасности движения и пассажиров является первоочередной задачей всех участников перевозочного процесса. В этом свете инициатива по распространению единых требований к транспортным средствам и их техническому состоянию является логичной и обоснованной. Выработка и соблюдение единых стандартов, требований и норм всеми участниками рынка является залогом повышения качества предоставляемых услуг. Требования по соблюдению норм непрерывного управления транспортным средством и перерывов в таком управлении является распространенной мировой практикой, и направлены в том числе и на сохранение здоровья и жизни самого водителя. Конечно, распространение требований на физических лиц может привести к тому, что часть собственников транспортных средств будет вынуждена уйти с рынка, так как не сможет выполнять требования стандартов, вероятно и некоторое повышение средней стоимости перевозки.