В рамках сессии Петербургского международного экономического форума РЭЦ инициировало создание образовательных центров для малого и среднего бизнеса в регионах. Предполагается, что проект будет направлен на оказание необходимой информационной помощи компаниям, ориентированным на экспорт.
Директор по региональному развитию РЭЦ Андрей Поляков рассказал «Известиям», что в скором времени планируется наладить сотрудничество с пятнадцатью регионами. Изначально представители региональных центров поддержки экспорта получат информацию о стандартах работы образовательных центров.
Поляков подчеркнул, что сегодня успешно функционирует 35 образовательных центров РЭЦ. Расширение проекта стимулирует увеличивающийся объем запросов из регионов на оказание нефинансовой помощи в выходе на международные рынки.
В частности, за помощью обращаются предприятия, специализирующиеся на с/х, строительстве и пищевой промышленности. Они делают запросы на информацию о требованиях зарубежных рынков, на поиск иностранного контрагента, на сертификацию продукции и ее продвижение за рубежом.
Как Вы оцениваете идею создания региональных центров поддержки экспорта с точки зрения возможности продвижения российского бизнеса на международные рынки?
Идея хорошая, но ее нужно «докрутить». Например, сфокусировать поддержку на компаниях российского среднего бизнеса.
С оборотом от 300 млн. до 3 млрд. руб. в год. 4 – 40 млн. евро. В европейском масштабе это как раз и есть малые предприятия.
Это позволит освободить РЭЦы от рассмотрения сотен или даже тысяч мало перспективных
заявок со стороны микро- бизнеса, у которого все равно не достаточно ресурсов для регулярного ведения внешне-экономической деятельности. Зато заявки со стороны «середняков» можно будет прорабатывать более тщательно.
Обольщаться на счет «захвата» международных рынков не следует.
Даже если тысяче средних российских компаний благодаря этой программе удастся нарастить экспорт на 5 млн. дол. (в среднем), то общий прирост российского экспорта составит около 5 млрд. дол. США. Или менее 2% к результату 2015 года.
Зато у нас появится тысяча превосходных «кейсовых» историй успеха, на которых могут учиться десятки тысяч российских компаний среднего бизнеса. Если, конечно эта работа будет проводиться не кулуарно, а с регулярным информированием заинтересованных представителей деловой прессы, маркетологов, аналитиков, преподавателей экономических специальностей ВУЗов. Пускай – с годовым лагом по времени.