По состоянию на 1 ноября 2013 года объём средств ФНБ составлял 2 триллиона 845 миллиардов рублей. Из них на реализацию проектов БАМ, «Транссиб» и ЦКАД будет направлено 300 миллиардов рублей, 670 миллиардов рублей уже размещено во Внешэкономбанке. Вопреки ожиданиям среди заявленных проектов не оказалось высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, о выделении на строительство которой 150 миллиардов рублей сообщали, как уже о решенном вопросе.
Фонд национального благосостояния России был создан 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и собственно ФНБ. Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению. Он обеспечивает покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Деньги ФНБ предназначены в первую очередь для того, чтобы в будущем покрывать дефицит пенсионной системы, и обеспечивать прибавку пенсий для будущих поколений. Соответственно, нельзя их тратить таким образом, чтобы они не вернулись. Отмечу, что общее направление инвестирования в инфраструктуру – правильное, однако отбор проектов в данном случае должен быть очень строгим. Логичнее инвестировать в небольшие окупаемые проекты, например, реконструкцию аэропортов, чем в какие-либо мега-проекты, которые стоят заведомо больше, чем все накопления ФНБ. На мой взгляд, ЦКАД имеет высокий риск не окупиться никогда. Окупаемость железной дороги Москва-Казань также под большим вопросом и явно выходит за пределы 10 лет. Тоже самое можно сказать и про «Транссиб», который вряд ли окупится в ближайшей исторической перспективе.