ЦБ РФ подвел итоги аналитики по экономическому положению дел в последний месяц зимы 2016 года. Регулятор констатировал, исходя из макроэкономических данных, что нефтяные цены уже не так сильно влияют на конъюнктуру. Ксения Юдаева, зампредседателя ЦБ, добавила, что экономика страны адаптировалась и развивается лучше, чем предполагалось ранее.
Юдаева добавила, что «отвязка» от цен на нефть говорит о постепенном уходе кризисных явлений и о приходе «новой реальности», передают слова зампреда «Известия». В этой реальности появились новые возможности, в первую очередь для промышленных предприятий.
Сегодня отечественную экономику поддерживают два кита: несырьевой экспорт и развитие программы импортозамещения, добавила Юдаева. В то же время население продолжает ощущать ухудшение своего материального положения, несмотря на положительные изменения в экономике. Ввиду этого, граждане предпочитают не тратить деньги, повышая потребительскую активность и стимулируя рост экономики, а сберегать.
Есть ли повод полагать, что российская экономика и граждане прошли период адаптации к новым условиям?
Период адаптации экономики к новым условиям будет позади, когда индекс производства выйдет хотя бы в ноль и начнется инвестиционный процесс. Пока этого не наблюдается. Что касается граждан, то здесь произошел перелом ожиданий: большинство населения поняло, что снижение уровня жизни – всерьез и надолго, но, боюсь, нам еще придется довольно долго адаптироваться, помимо снижения располагаемых доходов и роста расходов на текущее потребление, к дальнейшему снижению стандартов социальных услуг населению и др. проявлениям «второй волны» урезания бюджетов.
Есть ли повод полагать, что российская экономика и граждане прошли период адаптации к новым условиям?
На мой взгляд, с данным мнением можно согласиться лишь частично. С одной стороны, опережающий индикатор PMI сферы услуг в феврале впервые за последние четыре месяца вышел в «зону роста» (50.9%), что является позитивным сигналом для экономики. Именно на этот сектор приходится основной объем ВВП РФ. С другой стороны, индикаторы потребительской активности, такие как расходы домохозяйств и розничные продажи, по-прежнему демонстрируют негативную тенденцию. В последние месяцы спад замедляется в процентном выражении, однако это вызвано эффектом «низкой базы».