Правительство РФ в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова направило министерствам поручение разработать график проектов законов о федеральном бюджете на 2017 год, а также плановый период 2018-2019 гг. Тем самым, Белый дом оповестил ведомства о возвращении к трехлетнему финансовому планированию.
Первые предложения по бюджету будут представлены в марте-апреле 2016 года. Предполагается, что в мае 2016 года разработки будут синхронизироваться с правками бюджета на 2016 год, пишет «Ъ». В сентябре Минфин должен будет представить правительству окончательный проект бюджета на 2017-2019 гг. с прогнозом до 2030 года.
«Экстренное» погодовое планирование, на которое государство вынужденно перешло из-за ухудшения конъюнктуры на нефтяном рынке, себя исчерпало, полагают в правительстве.
В марте Минтруд представит проект «основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг.» с планом по страховым взносам на 3 года вперед. Все остальные ведомства должны представить принципиальные решения по другим важным вопросам (например, изменений в пенсионной системе) также в среднесрочной перспективе.
Благоприятна ли экономическая конъюнктура для возвращения к трехлетнему финансовому планированию?
До сих пор непонятно - почему в прошлом году отказывались от принятия среднесрочного (трехлетнего) бюджета, переходили к «однолетнему» и приостанавливали соответствующую норму Бюджетного кодекса? Чтобы «повысить точность расчетов бюджета» и в итоге заложить по 50 долл. за баррель в бюджет 2016 года?!
Поэтому, безусловно, в целом восстановление практики трехлетнего бюджета внесет больше позитива и предсказуемости. И это стоит приветствовать.
При этом во избежание влияния возможной волатильности на валютном и нефтяном рынке было бы правильно планировать предстоящий трехлетний бюджет исходя из средней исторической цены за баррель нефти - порядка 20 долл. В случае превышения этой цены дополнительные доходы бюджета необходимо направлять на интенсификацию (по срокам и результатам) достижения целей и задач, предусмотренных в государственных программах Российской Федерации, в том числе на реализацию в рамках государственных программ приоритетных инфраструктурных и социальных проектов.
Одновременно хотелось бы отметить, что возвращение к практике среднесрочного бюджетного планирования федерального бюджета в этом году потребует также обсуждения принципиальных решений по новым налогам, пенсионной системе, по тарифам и ряду других вопросов, относящихся к горизонту планирования «после 2018 года». А в условиях предстоящей этой осенью «думской кампании», это обсуждение, как представляется, будет очень интересным.
Благоприятна ли экономическая конъюнктура для возвращения к трехлетнему финансовому планированию?
Отказавшись в 2015 г от трехлетнего бюджета из-за нестабильности на сырьевых рынках, Правительство РФ не исключило возможности возврате к нему при улучшении экономических условий. Одним из основных параметров бюджетного процесса в России является оценка стоимости нефти. После комментариев Международного энергетического агентства о том, что дно падения нефтяного рынка, по всей видимости, пройдено, и начала контактов мировых производителей нефти по достижению стабилизации цен на сырье, а также более оптимистичных оценок относительно достижения баланса предложения и спроса в перспективе 2016-12017 гг, сформировались предпосылки для возврата к прежней практике. По мнению МВФ, возврат к трехлетнему бюджетному планированию и бюджетному правилу поможет снизить неопределенность.
Таким образом, принятое решение, в целом, отвечает экономической конъюнктуре и отражает оптимистичный настрой Правительства на среднесрочную перспективу.