Российская экономика имеет потенциал роста на 6% уже в 2016 году. В ближайшие же три - четыре года, с учетом загрузки производственных мощностей в среднем на 60%, потенциал роста экономики составляет 30%. Такое мнение высказал советник президента РФ по экономике Сергей Глазьев на заседании Открытой трибуны в Госдуме на тему «Российская экономика: уроки кризиса и приоритеты развития».
Глазьев считает, что необходимо стабилизировать курс рубля и перейти к целевой кредитной эмиссии. Их, в свою очередь, нужно совместить со стратегическим и индикативным планированием. «Со своей стороны государство гарантирует макроэкономическую стабильность и дешевый кредит, а бизнес берет на себя обязательства по наращиванию производства, модернизации, освоению новых технологий», — полагает советник президента.
По словам Глазьева, сейчас в стране нарастает макроэкономический хаос. Мощность отечественной финансовой системы крайне незначительна по отношению к окружающим партнерам. Так, усилия одного американского инвестбанка или хедж-фонда могут дестабилизировать весь финансовый сектор России.
Насколько реалистичным выглядит рост экономики РФ на 6% за год в текущих условиях?
На наш взгляд, с учетом сложившейся динамики развития экономики России по итогам 2015 года и за истекший период 2016 года, говорить о возможном росте на 6% по итогам текущего года в принципе нереально. Такие темпы невозможны даже в среднесрочной перспективе. Реально говорить о выходе на положительные темпы экономического роста не ранее 2018 года в объеме 1-1,5%.
Предлагаемая г-ном Глазьевым целевая кредитная эмиссия путем расширения практики кредитования промышленности через банки со стороны Банка России в нынешних условиях будет губительна и не будет способствовать ни модернизации, ни росту. В этом видится лоббистский интерес прежде всего самих банков и госкомпаний, которым эти средства попадут в первую очередь. В условиях санкций и отсутствия внешних инвестиций эти средства неминуемо попадут на валютный рынок, ускорят инфляционные процессы или "осядут" на депозитах.
О том, что такие риски велики, свидетельствует, в частности, практика реализации Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, а также реализация проектов за счет средств ФНБ. Финансирование данных проектов фактически является распределением "второго бюджета" и осуществляется по правилам, которые не соотносятся с бюджетным законодательством и системой стратегического планирования. Если детально ознакомится с описанием этих проектов, то обнаружится, что в них отсутствует прямая связь со стратегическими целями государства, определенными в КДР (Стратегии-2020), а показатели эффективности этих проектов не связаны с показателями утвержденных государственных программ Российской Федерации.
В этом связи, конечно, более желательно было бы приступить к структурным реформам, снижая долю государства в экономике и увеличивая долю сектора МСП, в том числе путем приватизации.
Но приватизация сейчас - это распродажа "за копейки" и "между собой", она малоэффективна с точки зрения доходов бюджета и низкой инвестиционной активности большинства частных экономических субъектов.
Как временное, переходное решение, можно было бы предложить целевое кредитование Банком России Правительства России непосредственно под реализацию таких инструментов стратегического планирования как государственные программы Российской Федерации, а именно - государственные программы, направленные на инновационное развитие и модернизацию экономики. В настоящее время только государственные программы имеют четкие критерии результативности, направленные на достижение стратегических целей государства, их мероприятия реализуются по проектному принципу, а их финансирование осуществляется через казначейское исполнение бюджета (которое теперь также наделено функциями финансово-бюджетного надзора).
В этом случае, безусловно, инфляционные риски значительно меньше. При этом государство может, с одной стороны, увеличить капитализацию своих активов, с другой стороны - создать значительный спрос в частном секторе, что расширит их инвестиционные возможности для участия в той же приватизации. Это решение может действительно стать драйвером роста на ближайшие 3-4 года, хотя имеет и свои другие (отрицательные) риски.
В любом случае в дальнейшем без структурных реформ все равно не обойтись.
Г-н Глазьев приводит условия, при выполнении которых такой рост возможен - это стабилизация курса рубля и дешевое кредитование. В этом случае рост экономики на 6% выглядит реальным. Но вот выполнение этих условий невозможно. Как минимум, в текущем году - курс нацвалюты в начале года был очень волатильным: с 72.93 рублей за доллар на 1 января он упал до 83.59, а затем вырос до 70,15. В таких условиях банкам интереснее играть на валютном курсе, чем кредитовать реальный сектор экономики. Тем более, по сравнительно низким ставкам.
В таких условиях рост экономики на любую величину не выглядит реальным. И судя по приведенной информации, г-н Глазьев также считает рост на 6% возможным скорее гипотетически, чем реальным.
Маловероятно, что в текущих макроэкономических условиях возможен рост экономики на 6% уже в этом году. Теоретически, возможно, это и может произойти, но для этого необходимо создание идеальных условий, совпадение целого ряда факторов, кардинальная смена экономической модели, замена ценностей и т.д. К сожалению, создание идеальных условий – это утопия. Поэтому прогноз сегодня выглядит абсолютно нереальным.
В тоже время, моделирование таких ситуаций, демонстрация возможностей – это один из инструментов, который должен способствовать постепенному изменению ситуации в экономике РФ.