Заморозка еще на год накопительных пенсионных взносов позволит сэкономить бюджету 400 млрд рублей в 2017 году. В Минфине полагают, что в ближайшее время в казне не будет достаточно средств для трансферта ПФР.
Сверх того, в ведомстве считают меру целесообразной, ввиду грядущего реформирования накопительной пенсионной системы. Чиновники, знакомые с ходом рассмотрения вопроса, рассказали «Ведомостям» о том, что в правительстве обсуждаются вопросы о модификации накопительной системы, в том числе и о полной отмене накопительного компонента.
За сохранение накопительной системы выступили ранее в МЭР, Минфине и Банке России; социальный блок настаивал на необходимости вывести накопительный элемент из системы ОПС.
Представители регулятора полагают, что накопительный компонент важен для защиты прав будущих пенсионеров. Это также источник длинных денег в экономике страны. В то же время Центробанк считает рациональным шагом видоизменение накопительной составляющей.
Оправдано ли продление заморозки накопительной части пенсии при нынешней конъюнктуре?
Деньги на выплату нынешним пенсионерам в бюджете ПФР не один год пополняются из федерального бюджета и объем налогов в помощь пенсионерам уже достигает двух триллионов рублей в год. Не все платят налоги, не все обеспечены рабочими местами и не у всех работа оплачивается на приемлемом для жизни и необходимого размера страховых взносов уровне. Кроме того, из-за демографического спада распределительная система может полностью рухнуть до 2025 года, уже сейчас 37 миллионов пенсионеров приходится на 46 миллионов работников. Накопительная система отвлекает часть взносов работников на их собственные пенсии и снижает объемы требуемых в ПФР на выплату нынешним пенсионерам средств. Эта мысль доводится правительству и депутатам постоянно. Почему-то резко исчезли аргументы и факты 2000 года, когда накопительный компонент собирались вводить, ведь тогда ситуация в ПФР была еще хуже, а бюджет только начал пользоваться нефтяными сверхдоходами. Демографический спад с помощью распределительной системы не решить, а массовое привлечение «гастарбайтеров» не дало большого притока пенсионных взносов, поэтому систему нужно подстраховать другими инструментами.
В поисках инструмента правительство заинтересовалось зарубежным опытом – накопительным компонентом. Его суть заключается в передаче ответственности по обязательствам бюджета на бизнес. За «индексацию» пенсий будет отвечать конкретная компания, а надзор за ней будет осуществлять государство (законы в пенсионной сфере проработаны отлично, по сравнению с законами в других отраслях). К нашему времени средняя экономия от существования накопительного компонента напрямую составляет около 400 млрд. руб. в год, т.е. эти деньги государство не выделяет из федерального бюджета на покрытие инфляции (средняя инфляция – 9,8%). Если посчитать эффект от пенсионных средств в экономике страны, то смело можно умножить вдвое, поскольку именно они сейчас «держат» фондовый рынок страны и помогают Минфину работать с внутренними инвестициями. К чему же приводит «заморозка» пенсионных накоплений на четвертый год подряд? Про доверие к институтам правительства и постоянные изменения курса развития упоминать уже неэтично, а вот около 40 млрд. рублей в год прямых убытков в год процедура приносит, ведь именно настолько растут обязательства перед пенсионерами у правительства с каждым изъятием. Косвенные убытки в виде более дешевой ликвидности для крупных предприятий и снижения давления на ставки банков подсчитать сложнее, но цифры в несколько десятков миллиардов рублей для экономики страны проявляются с первого изъятия. Ликвидируя накопительный компонент, правительство вернется к ситуации 2000-го года, но уже без времени на решение надвигающегося кризиса и вливаний из федерального бюджета на покрытие дефицита выплат пенсионерам. Взятие дополнительных обязательств обрушит бюджет ПФР на год ранее, а получаемые средства из накоплений позволят снизить давление всего на один год, т.е. старые методы помогут части чиновников отчитаться о решении задачи в пенсионной сфере и уйти в течение двух-трех лет, после чего следующим должностным лицам придется иметь дело с кризисом в «пожарном порядке». К сожалению, существование накопительного компонента также не гарантирует баланс между пенсионерами и работниками (про достойную пенсию большинству также можно не упоминать), поскольку с 2002 по 2009 год им фактически никто не занимался (не было назначено ответственного лица или ведомства), а с момента создания Минтруда имеющиеся временные резервы проматываются и наверстать их можно уже с куда большими потерями, чем ранее.
Создание общего пенсионного негосударственного обеспечения (ОСАГО?) на добровольно-принудительной основе проводится, как решение проблемы, но упускается из виду (?), что ее начали изучать еще в начале пенсионной реформы. В 2000-х стали приводить в порядок сферу негосударственных пенсионных фондов (изменения в их основной закон ФЗ 75 от 1998 года) для поддержки населения в старшем возрасте и выяснилась одна деталь – обеспечить корпоративными пенсиями можно около 10% населения (сейчас эта цифра не изменилась), остальные 90% никогда и ничего сами не накопят. Предложения некоторых граждан накапливать на пенсию самим: «дайте нам пенсионные деньги, положим их на счет и будем откладывать туда» опровергаются статистикой, самой возможностью откладывать постоянно пользуется около 5% и еще около 5% имеют такую возможность, не делают это нерегулярно. Тем не менее, правительство в 2014 году (!) создало для них аналог пенсионных счетов США – были созданы индивидуальные инвестиционные счета и налоговые льготы по ним. Это будет тем самым третьим уровнем пенсионного обеспечения, но только в долгосрочной перспективе. У государства уже нет времени на эксперименты, необходимо оптимизировать (улучшать, не ликвидируя) имеющиеся инструменты – страховую и накопительные части пенсии, бюджетные потоки, налоговое администрирование, систему льгот и зарплат, манипуляции с которыми позволят пройти кризис с меньшими потерями и без «авральных» приемов работы.