С 1 января 2019 года пенсии в России, возможно, будут начисляться по-новому. Так, Минфин предлагает перейти на ОНПО, в котором взносы будут формироваться обязательными отчислениями работника и софинансированием работодателей. Соответствующий законопроект уже в разработке ведомства.
Согласно инициативе, ОНПО будет отчисляться ежемесячно сверх накопительной и распределительной систем. Размер отчислений будет устанавливаться поэтапно: с 2019 года работники и работодатель будут вносить в систему по 1% от размера зарплаты, с 2022 – по 2%, с 2025 – по 3%, пишут «Известия». Причем, ответственность за перечисление взносов будет возложена на работодателей; работник же будет автоматически присоединяться к ОНПО при приеме на работу.
Другое предложение Минфина – поэтапное внедрение системы ОНПО, в зависимости от численности штата компании. Так, с 2019 года к ОНПО могут подключить организации со штатом от 1 тысячи человек, с 2021 – от 500 человек, с 2023 – от 100 человек, а с 20204 года – все ИП.
В министерстве указывают на то, что для получения пенсии, согласно ОНПО, необходимо достичь установленного возраста, а также делать взносы на протяжение установленного периода.
Эксперты говорят, что предложенная Минфином система пенсионных отчислений подобна системам развитых стран, где граждане сами платят взносы, а затем получают пенсию.
Как Вы оцениваете предложение Минфина по переходу на ОНПО?
Идея с ОНПО в обоих вариантах интересная, но запоздавшая на 10 лет, поскольку резкий рост выплат по пенсионному обеспечению ожидается после 2025 года, а к тому времени только появится работающий механизм замещения заработка граждан на заслуженном отдыхе. Взимание отчислений с самих работников предполагается в формате дополнительного договора, что увеличит нагрузку по администрированию на ПФР и НПФы примерно вдвое. Это уменьшит эффективность создания ОНПО, а на начальном этапе с 2% отчислений (1% от человека и 1% от работодателя) расходы будут почти равны доходам. Другим моментом становится сам размер отчислений – сейчас имеется верхняя планка по сбору средств, но, в очень грубом приближении, при з/п 10 000 р. на счет пойдет 200 р., чего явно недостаточно для аккумулирования накоплений, поэтому вопрос лучше переадресовать на размер з/п.
Увеличение з/п при сохранении потребительских цен хотя бы на одном, постоянном уровне даст необходимый приток ликвидности, но для этого ЦБ должен определиться с денежной рублевой массой в стране и новыми способами ее ограничения из-за инфляции.
Отмена верхней планки отчислений по ОНПО увеличит обязательства перед гражданами, но позволит задействовать больший объем ресурсов за относительно короткие сроки в 5-7 лет.
Включение режима ОНПО в обязательное пенсионное страхование – дополнительные взносы в накопительную часть пенсии, позволит смягчить последствия демографического кризиса с большей эффективностью.
Изменения в налоговом кодексе, как и сроков предоставления отчетности, позволяют взимать сборы с необходимой эффективностью, поэтому снижение количества компаний «в тени» даст дополнительный приток средств в социальные институты, но уже на периоде 2-3 года экономику будет трясти от массовых банкротств (люди просто не всегда умеют работать и получать доход в правовом поле, где со стороны административных структур остается давление на бизнес по получению с него всей прибыли…), а создание новых рабочих мест занимает время, которого уже совсем не осталось.
Снижение административных издержек; определение статуса накопительной части пенсии (после попадания туда личных накоплений граждан не на субсчет, а путем добавления в общий накопительный) на «личные накопления граждан» для их использования не только в части получения трудовой пенсии, но и безусловном наследовании плюс возможности выплат при трудных жизненных ситуациях (лечение при угрозе жизни, отсутствие крыши над головой…); увеличение денежной массы в экономике с долгосрочными целями; использование средств только в рамках внутренних инвестиций; снижение финансовой безграмотности населения при вовлечении его в изучение и использование финансовых инструментов, чтобы не попасться к мошенникам; снижение социальной напряженности после первых выплат новых пенсий – эти факторы, как и еще часть неуказанных сейчас, должны заставить задуматься законодательную власть о дальнейшей проработке поднятого Минфином вопроса.