В рамках круглого стола Академии труда и социальных отношений Михаил Шмаков, глава ФНП, высказал мнение о необходимости применения действующей ОПС только к наемным работникам. Он полагает, что единая система не может удовлетворить потребности всех рабочих.
Шмаков предлагает исключить из ОПС людей свободных профессий (фрилансеров, писателей и т.д.) и работников аграрного сектора, оставив в системе только наемных работников организаций. Для отдельных категорий граждан, труд которых не укладывается в принятые закономерности, передают слова Шмакова «Ведомости», необходимо создать подсистемы ОПС.
Действующая система ОПС предполагает, чтобы работодатели платили в ПФР взнос в размере 22% за работников (с годовым заработком до 796.000 рублей), а ИП на «упрощенке» вносили фиксированный взнос в размере 19.356 рублей в год (доход до 300 тыс. рублей в год) и 1% к взносу, если годовая прибыль превышает установленный порог. Впрочем, представители ПФР говорят, что этих сумм недостаточно для страховой пенсии; ее достаточно только лишь на 6% пенсии.
Как Вы оцениваете идею дифференцированного подхода к системе ОПС?
О дифференцированном подходе к формированию пенсий думали еще с начала реформы 2002 года. Большое количество льготных пенсионеров, а также тех, кто даже уплачивая льготные взносы, не мог сформировать себе минимальную трудовую пенсию, является серьезным вызовом для пенсионной сферы в ближайшие десятилетия. Когда плательщики взносов покрывают около 50% от необходимого для выплаты пенсий, то государство вынуждено менять правила формирования и выдачи средств с учетом всех интересов. Нарушение баланса по приходу и расходам пенсионных накоплений приводит к большой нагрузке на бюджет страны, который при достижении 10% от ВВП начнет снижать все параметры экономики России.
И в этом случае остается немного вариантов развития событий: платить всем, но понемногу; платить только тем категориям граждан, которые в состоянии обеспечить себя пенсионными накоплениями, но не имеют достаточно средств для полноценного заслуженного отдыха, а для других категорий предложить различные программы помощи и социальных выплат; совместить оба варианта, с целью минимизировать потери для экономики и недопущения социальных потрясений.
Власти уже пошли по первому варианту, изменив порядок формирования пенсий в виде балльной системы, т.е. определять стоимость баллов и размер выплат можно даже без дополнительных изменений в законах, достаточно бюджетирования на следующий отчетный период в ПФР и Минфине. Почему, фактически, происходит отказ от накопительной системы в долгосрочном плане непонятно большинству экспертов, поскольку она перекладывает ответственность по индексации пенсии с «государственных плеч» на бизнес, увеличивает емкость финансовой системы и уже экономит около 400 млрд. рублей в год. В любом случае этих мер недостаточно, а решение принимать нужно сейчас (трансфер из федерального бюджета в ПФР уже занимает около 2 трлн. рублей).
Принятие мер по второму варианту предлагается не первый раз, но теперь подобные законопроекты рассматриваются тщательнее и часть будет в ближайшее время принята. Для населения это обернется расслоением по получению пенсий, часть будет получать базовый минимум (не уплачивая взносы), а часть будет иметь трудовую пенсию из отчислений работодателя и, возможно, своих. Пока, государство не готово объявить, что часть граждан будет исключена из всеобщего пенсионного страхования и для них будет создана другая система (ценность которой с учетом администрирования еще нужно подсчитать). Это называют подсистемой, но смысл ясно виден – часть работоспособных граждан будет получать социальные выплаты за счет других граждан через федеральный бюджет, а не через бюджет ПФР. С одной стороны, это уменьшит прямой дефицит ПФР, а с другой – нагрузка на бюджет страны останется на том же уровне, поэтому введение этих и других мер будет производиться обязательно.