Судебных приставов будут поощрять за эффективную работу долей средств, которые они взыскали с должников. Соответствующие поправки в законодательство разрабатывает Минюст России.
Авторы инициативы уверены, что в случае принятия этот закон будет мотивировать приставов-исполнителей стремиться к конкретному результату - фактическому исполнению требований исполнительного документа в полном объеме.
«В настоящее время у ФССП России отсутствует возможность самостоятельно создать для своих работников достойные условия оплаты труда. Действующая система поощрения судебных приставов-исполнителей не мотивирует их на достижение конкретного результата», - констатируют авторы законопроекта.
Предполагается, что в случае одобрения Госдумой и президентом поправки вступят в силу с января 2017 года.
Как вы прокомментируете данную инициативу?
Сегодня у нас широко обсуждается инициатива значительного ограничения прав коллекторских агентств, поддержанная Советом Федерации. Инициатива правильная и давно требующая решения. Не получится ли так, что поставив на место коллекторов одной рукой, другой мы спровоцируем судебных приставов на то же самое - выбивание долгов всеми средствами? Нельзя ставить материальную заинтересованность судебного пристава в прямую зависимость от выполненной им работы, это волей-неволей подтолкнёт чиновника к коммерциализации своих служебных обязанностей. Он просто должен получать достойную зарплату и дорожить своим рабочим местом. И не надо никаких дополнительных дотаций государства, всё уже определено действующим законодательством, нужно только сделать небольшую корректировку. На сегодня п.3 ст.112 Федерального закона от 02/10/2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает исполнительский сбор с недобросовестного должника в размере 7% от подлежащей взысканию и не выплаченной им суммы. Этот процент можно увеличить до мотивированной и обоснованной цифры (например 10%), не боясь при этом "обидеть "кого-либо. Ведь в соответствии с п.7 того же закона суд вправе (при определённых обстоятельствах) отсрочить исполнение, уменьшить сумму или вообще принять решение о не взыскании с должника исполнительского сбора. Кроме того, таким образом будет решена ещё одна, основная, проблема ФССП - текучесть кадров.
Действительно, данная инициатива может подстегнуть приставов к более эффективной работе судебных приставов-исполнителей. Некоторые граждане полагают, что подобная инициатива поспособствует злоупотреблению приставами своих полномочий. Полагаю, что такого не случится, поскольку в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" детально регламентирован процесс исполнительного производства, описаны права и обязанности сторон, а также предусмотрена защита прав должника и других лиц при совершении исполнительных действий.
По моему мнению, денежная мотивация, конечно, должна положительно отразиться на работе приставов. Тогда, задержавшись на работе сегодня и делая больший объем работы, пристав будет понимать, что он делает это за определенное вознаграждение, которое его ожидает при достижении определенных показателей. Возможность получить более высокую заработную плату, будет стимулировать к действию приставов. Любой труд должен быть оплачен. Представители государства в лице Минюста утверждают, что необходимо создать достойные условия труда для службы судебных приставов и другой возможности нет. Тогда тем более нужно вводить такую систему оплату. Работодатель обязан создать достойные условия труда для своих работников.
По такому же принципу можно во всех органах власти изменить оплату труда, например, в налоговой службе. Пусть налоговые инспекторы получают, также, как и приставы, определенное вознаграждение, за высокие показатели сборов налогов.
В идее поощрения судебных приставов много положительного. Интенсификация работы системы исполнительного производства автоматически повысит ценность судебных решений и доверие к судебной системе. Приставы действуют только по решению суда и в рамках четкой регламентации. Доверие судебной системе и процедурам взыскания долга уменьшит необходимость альтернативных способов возврата долгов.
Стоит отметить, что всю деятельность по возврату долгов возложить на государство не реально и не нужно, но одновременная регламентация коллекторской работы и увеличение действенности судебных решений пойдет на пользу.
Поправки для повышения «эффективности и оперативности исполнения требований исполнительных документов» - это без сомнения положительные инициативы для повышения мотивации сотрудников исполнительных служб. И то, что дополнительное вознаграждение за эффективную работу выплачивается «за счет части взысканного исполнительского сбора при достижении конкретных показателей», это реальная поддержка ФССП в плане улучшения условий оплаты труда. Материальная мотивация по-прежнему остается наиболее эффективной системой стимулирования трудовой деятельности персонала и используется работодателями независимо от видов деятельности для повышения показателей.