Законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» внесен в Госдуму спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.
Законопроект повышает требования к коллекторам: взыскание долгов должно быть их основной деятельностью, уставный капитал коллекторского агентства должен составлять не менее 10 млн рублей., все коллекторы будут состоять в реестре, который будет вести уполномоченный правительством орган.
Законопроектом ограничивается общение коллектора с должниками – не чаще одной личной встречи и двух телефонных звонков в неделю, в будние дни общение запрещено с 22 до 8 часов, а в выходные – с 20 до 9.
Не допускается применение физической силы, угрозы ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление, введение в заблуждение. Законопроектом запрещается передача персональных данных должника без его письменного согласия.
Напомним, за последние месяцы по стране прокатилась череда громких скандалов и уголовных дел с участием коллекторов, которые угрожали должникам, вторгались в их жилище.
Нормы этого законопроекта достаточно жесткие. Это неплохо в отношении уставного капитала и участия в реестре, так как позволяет участвовать во взыскании только профессионалам. Однако их полномочия серьезно пострадают – два звонка в неделю часто бывает недостаточно для взыскания. Кроме того, очевидно, будет проблематично получить согласие на взыскание уже после возникновения просрочки. В случае, если законопроект будет принят именно в такой редакции, эффективность взыскания снизится в разы, что приведет к росту просроченной задолженности кредиторов. А им, в свою очередь, придется повысить кредитные ставки, чтобы компенсировать риски. По сути, это может убить розничное кредитование.
При этом очевидно, что применение физической расправы или угроз при взыскании задолженности недопустимо. Но это уже сфера уголовного и административного кодексов. Люди, использующие такие методы, преступники, вне зависимости от рода деятельности – они могут быть коллекторами, а могут быть рабочими, юристами, врачами или кем-угодно еще. Действительно, взыскание долгов сопряжено с конфликтными ситуациями, и определенная часть граждан в таких ситуациях привыкла действовать агрессивно и даже нарушать закон. Есть два шага в решении этой проблемы: первый – позволить заниматься взысканием только крупным компаниям, как и предлагается законопроектом. А второй – обязать эти компании предъявлять повышенные требования к кандидатам при найме на работу. Это позволит значительно снизить вероятность возникновения неприятных ситуаций.
На данный момент в нашей стране взаимоотношения между заемщиком и коллекторскими организациями регулируются Гражданским кодексом, а также федеральным законом №353 «О потребительском кредите (займе)». В целом можно сказать, что уже сейчас есть достаточная правовая база регламентирующая деятельность коллекторов. Главное, что эти законы нужно соблюдать. А все что выходит за рамки закона о потребкредитовании и ГК РФ регулируется уголовным кодексом.
Внесение в Государственную Думу нового законопроекта о коллекторской деятельности было ожидаемо. В последнее время деятельность коллекторов активно обсуждается в связи с неправомерными действиями коллекторов, подпадающих под статьи в УК РФ.
Во внесенном в ГД законопроекте детально прописаны правила взаимодействия должника с финансовыми учреждениями и коллекторами. Отныне коллектор может звонить заемщику не более 2 раз в неделю и встречаться с ним 1 раза в неделю. Прописаны четкие временные рамки для звонков.
Также заемщик имеет право отказаться от общения с банками, МФО и коллекторами после 3-х месяцев с момента образования задолженности.
Передавать персональные данные о должнике можно будет только с его личного согласия, а применение физической силы и давления категорически запрещается.
Также прописана деятельность юрлиц, которые могут заниматься взысканием задолженности. Уставной капитал таких организаций должен быть не менее 10 млн рублей, а взыскание задолженности должна быть основной деятельностью организации.
Безусловно, в ходе обсуждения данного законопроекта будут внесены какие-то поправки, но они буду незначительными.
На мой взгляд, данный законопроект должен защитить интересы должников и не допустить повышенного воздействия на них со стороны коллекторов. Главным камнем преткновения в данном законе может стать часть, запрещающая передавать персональные данные без согласия должника. В текущей формулировке, когда согласие данное в рамках заключенного договора является ничтожным, должник сможет отказывать банку в передаче его данных коллекторам, в результате чего те не смогут обратиться за взысканием долга. В данный законопроект, скорее всего, в ходе обсуждения будет внесено много поправок, которые будут призваны исключить подобные ситуации.
Мы учитываем, что на сегодняшний день — это законопроект, который заложит фундамент в будущий закон. Однако если его примут в том виде, в котором он рассматривается в данный момент, не исключено, что просрочка физических лиц серьезно вырастет.
Безусловно, строгий надзор за действиями коллекторов необходим и обязателен, но при этом некоторые пункты законопроекта вызывают удивление. К примеру, количество контактов коллекторов с кредиторами, закрепленное в законе, сильно ограничено, что не будет служить мотивацией для погашения просроченной задолженности. Также не до конца понятно, как действие закона будет распространяться на внутренние отделы и службы в банках и микрофинансовых организациях по урегулированию просроченной задолженности.
Кроме того, совершенно не ясно, каким образом коллекторы смогут получать согласие на взыскание долга уже после возникновения просрочки. Очевидно, что никто из должников не подпишет соответствующего разрешения. С моей точки зрения, необходима дополнительная серьезная проработка законопроекта, которого рынок ждет уже очень давно. Он должен объективно учитывать как интересы заемщиков, так и интересы профессиональных участников рынка. На текущий момент мы уже видим рост просроченной задолженности, при серьезных ограничениях по взысканию рост может быть и многократным.
Сегодняшняя ситуация на рынке взыскания буквально требовала участия властей и принятия мер, перечисленных в законопроекте. Данная версия документа, регулирующего систему взыскания, наиболее полно учитывает пожелания кредитных компаний, МФО, коллекторских агенств и лиц, пострадавших от незаконных действий взыскателей. Важно, что деятельность коллекторов не отменяется полностью, а выводится на цивилизованный уровень регулирования. Теперь рынок взыскания с принятием закона будет иметь надзирающий орган, реестр и жесткие рамки.
На наш взгляд, полезным пунктом законопроекта является запрет на общение коллекторов с несовершеннолетними родственниками должника. Это исключит возможность запугивания детей и втягивание их в истории с долгами. К слову, новый закон вообще запрещает применение физической силы и угроз в отношении должника и любого члена его семьи, соответственно.
В этом “ключе” очень нужным и важным пунктом также является запрет на взыскание лицам, имеющим судимость, поскольку, как правило, те вопиющие случаи, что побудили власть на законопроект о коллекторской деятельности, связаны именно с такими взыскателями, работающими в коллекторских агентствах. По новому закону же, таких сотрудников компания не вправе будет нанимать.
Что касается ограничения по уставному капиталу, то, на наш взгляд, это избавит рынок от непрофессиональных, временных и маленьких компаний, неспособных заниматься этим видом деятельности всерьез и надолго.
Но при этом, хотелось бы заметить, что на наш взгляд не совсем оправданы временные рамки по взысканию, обозначенные в проекте. Сейчас в законе сказано, что взаимодействие со займодавцами и взыскателями, по желанию должника, может длится только 3 месяца. Принятие данного положения может позволить клиентам уклониться от выплаты долга. Более того, это открывает большие перспективы для мошеннических схем со стороны заемщиков. На наш взгляд, заявленный срок взаимодействия со службами взыскания должен быть существенно увеличен или вообще не прописан. Также не совсем понятно, в связи с чем сокращено количество звонков клиенту-должнику до 2 раз в неделю. Здесь стоит учитывать ряд нюансов. К примеру, наша компания - МФО “Займер” - взаимодействует с должником в формате финансового консультирования, то есть мы совместно с клиентом ищем пути решения ситуации и составляем график возврата средств. Для более эффективного и быстрого решения ситуации нам может потребоваться связываться с должником чаще, чем 2 раза в неделю.