Минэкономики работает над поправками к КоАП, которые заменят штрафы для малого бизнеса на предупреждения.
Согласно тексту документа, за впервые совершенные административные правонарушения малый и средний бизнес будут наказывать только предупреждениями — «в случае добровольного исполнения ими предписания об устранении допущенного нарушения» и до вынесения постановления по делу.
Минэкономики еще предстоит разрешить «ряд концептуальных вопросов», среди которых: определение субъектов правонарушений, их однородности и повторности, тяжести, описание сроков давности, формы вины и т. д.
Как вы прокомментируете идею введения предупреждений вместо штрафов?
Я считаю, что такой закон может снизить административную нагрузку на бизнес. Но здесь важно, чтобы в документе было прописано, что проверяющий в случае первичного нарушения именно обязан выписать предупреждение, а не штраф. Если же проверяющий будет сам решать, выписать ли штраф, или ограничиться только предупреждением, то возникает высокий коррупционный риск.
К тому же нужно понять, о каких статьях идет речь, административную ответственность в отношении каких правонарушений планируется налагать в виде предупреждения, насколько часто эти статьи применяются. Если это какие-то редкие статьи, то нагрузка на бизнес снизится несущественно. Если же это часто встречающиеся правонарушения, то, безусловно, будет положительный эффект. Хотелось бы, конечно, чтобы эти нововведения коснулись большего количества статей Административного кодекса и большего перечня правонарушений.
Достаточно часто предпринимателей штрафуют МЧС (практически никто не может соблюсти все противопожарные требования, всегда можно найти, к чему придраться); Роспотребнадзор; налоговые органы чаще всего штрафуют за нарушение кассовой дисциплины; часто выписывает штрафы трудовая инспекция.
Сейчас есть штрафы, не критичные для бизнеса, а есть штрафы, например, за нарушение миграционного законодательства или за нарушение по прохождению СОУТ, порядка 200-800 тысяч рублей, а если речь идет о 10-15 мигрантах, оформленных с нарушениями, то суммы астрономические, часто они неподъемные для малого и среднего бизнеса.
В России существует дифференциация штрафов для индивидуальных предпринимателей и для организаций: для ИП они намного ниже. Нельзя сказать, что все штрафы губительны для бизнеса. Некоторые из них устанавливались довольно давно, и, по-хорошему, их можно было бы поднять, потому что они не действуют: порой бизнесу выгоднее нарушить и заплатить несущественный штраф, чем устранить нарушение. Таким образом, было бы целесообразно пересмотреть размеры штрафов по различным административным правонарушениям, на сегодняшний день в этой части большой и неоправданный перекос.
Статьей 3.4 КоАП РФ предусмотрена такая мера административного наказания, как предупреждение, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как видно, данная мера уже давно предусмотрена КоАП РФ, и ее можно применять. Вопрос только лишь в ее применении. Почему проверяющие должностные лица ее не применяют?