К июню 2016 года МЭР совместно с Минфином и Центробанком подготовит законопроект, направленный на стимулирование привлечения средств НПФ в инновационную деятельность. Власти готовы разрешить фондам вкладывать деньги в рискованные проекты ради поддержания инвестиционного рынка.
По данным РБК, за первые 9 месяцев 2015 года НПФ собрали 1.7 трлн рублей обязательных накоплений и 982 млрд рублей добровольных накоплений. Если инициатива МЭР будет поддержана, НПФ смогут вкладывать деньги в акции технологичных компаний, венчурные фонды, инвестиционные товарищества и стартапы. Также, зампред Банка России Сергей Швецов допустил возможность для НПФ вкладывать средства в фонды прямых инвестиций.
Нынешнее законодательство разрешает негосударственным пенсионным фондам вкладывать деньги в ипотечные сертификаты, государственные ценные бумаги, облигации компаний, паи ПИФов и депозиты кредитных организаций. Участники рынка говорят, что при нынешней конъюнктуре размещать средства в стартапах и венчурных проектах – рискованное дело, которое может принести убытки для НПФ.
Какие риски могут подстерегать НПФ при вкладывании средств в венчурные фонды и фонды прямых инвестиций?
ПФР и НПФы при вложении в подобные инструменты столкнутся с несколькими проблемами, которые придется решать как на уровне государства, так и на уровне специалистов пенсионного фонда и стартапа. На уровне государства и мегарегулятора необходимо создать прозрачную систему контроля и исправления возможных коллизий в разумные сроки (от нескольких рабочих дней до месяца). Основной вопрос, возникающий к управленцам государственными пенсионными накоплениями, это их компетентность и возможность отследить реальную доходность вложений в инструменты прямых инвестиций. Решить его, без ясной и четкой законодательной базы с самого начала работы, не получится, поскольку мы снова придем к постоянному реформированию и «латанию дыр» базовых законов, отвлекаясь и тратя ресурсы на оптимизацию. Определение компетентности – более понятная характеристика, оцениваемая рейтинговыми агентствами, ЦБ РФ, а также со стороны законодателей. Для участия пенсионного фонда в управлении средствами по прямым инвестициям придется набирать новых или переобучать имеющихся сотрудников, т.к. специфика инструмента требует отдельного подхода. К сожалению, таких сотрудников на рынке мало, поэтому еще не один год массового входа средств на рынок ожидать не приходится, а для обучения просто нет единых методик. Но, при должном количестве сотрудников в гос. органах и пенсионных фондах и ясной законодательной базе существует еще один аспект – само инвестирование в проекты. Большая часть проектов по статистике (в РФ и за рубежом) являются убыточными, при прочих равных условиях, кроме того, на рынке будет присутствовать государство. Часть проектов будет предложена к инвестированию добровольно-принудительно, а другая часть покажет недостаточную прибыль на пятилетнем отрезке и пенсионные фонды должны будут по факту покрывать часть своих вложений, как убыток. Чтобы такого конфликта интересов избежать, большая часть НПФ участия в проектах ближайшие годы принимать не будет. Это предложение заинтересует только самые крупные НПФ и ПФР, поскольку им требуется вкладывать большие суммы в рамках Российского рынка, а вкладываться особо уже некуда. Выход же в зарубежные ценные бумаги под предлогом эффективности вложений будущих пенсионеров подорвет фундаментальный принцип формирования накопительной системы России – создание «долгих» денег в экономике и развитие внутри страны. Частично проблему можно решить с помощью приватизации – предлагаемые пакеты ценных бумаг направить в ПФР и НПФы, что позволит таким образом передать гражданам доходы от крупнейших компаний страны. Частично проблему можно решить и радикальным способом – признать ценные бумаги в оффшорах недействительными до их возврата в российскую юрисдикцию или отмены их вообще в пользу государства и распределения или продажи открытым аукционом на фондовом рынке страны. Самый трудный и долгий путь – увеличение емкости фондового рынка за счет прихода на него новых крупных компаний страны и привлечения туда внутреннего инвестора на сопоставимом с банками уровне. В любом случае, государство работает в тяжелом режиме и уже стали слышны предложения реальных специалистов по решению проблем, что позволяет надеяться на краткосрочный период выхода из кризиса.
Какие риски могут подстерегать НПФ при вкладывании средств в венчурные фонды и фонды прямых инвестиций?
На Западе венчурные проекты, это Гугл, Instagram. А венчурные фонды имеют долгосрочную историю, репутацию и опыт. В России венчурные инвестиции - это корпоративный новый год нанокорпорации с раздачей нанопремий и роликом на Youtube.
Собственно, риски видны невооруженным взглядом.
Какие риски могут подстерегать НПФ при вкладывании средств в венчурные фонды и фонды прямых инвестиций?
Мы поддерживаем инициативы властей, направленные на расширение перечня ценных бумаг и проектов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений, - данное решение окажет положительное влияние на развитие экономики нашей страны. Поскольку любые инвестиции всегда сопряжены с различными рисками, основная сложность, связанная с инвестированием в подобные проекты, может заключаться в отсутствии у ряда НПФ достаточной системы риск-менеджмента для проведения полноценной оценки проекта и связанных с ним рисков. Создание такой системы – масштабный и довольно затратный проект, затрагивающий все направления деятельности фонда.