Деньги из бюджета в 2016 году будут выделяться по новому механизму. По замыслу Минфина, все средства будут храниться в казначействе, а процесс их выделения усложнится. Ведомство планирует выделять деньги только при наличии обоснованного подтверждения потребности, а также для компенсации понесенных расходов. Причем, не потраченные средства необходимо будет вернуть в бюджет.
Предложения по внесению изменений в закон о бюджете и подзаконные акты были одобрены первым вице-премьером Игорем Шуваловым в конце января. Минфин также планирует усилить контроль над бюджетными инвестициями, пишут «Ведомости». Так, до 31 марта 2016 года все министерства и региональные власти должны будут предоставить отчет об утверждении проектной документации для объектов капитального строительства по государственным адресным инвестпрограммам. Если власти не успеют этого сделать в срок, финансирование программ будет сокращено.
Еще один механизм контроля, предложенный Минфином, - инспектирование субсидий госкомпаний. Если компания будет уличена в размещении выделенных средств на депозитах или в финансовых инструментах, то финансирование будет сокращено.
Наконец, финансовое ведомство предлагает провести реформу авансов. В министерстве предлагают отказаться от авансирования госзакупок готовой продукции массового потребления.
Как Вы оцениваете новые меры контроля Минфина с точки зрения эффективности распределения бюджетных средств?
Сложно давать авансовые прогнозы, ведь как будут работать нововведения на практике, пока не совсем понятно.
Контроль над выделяемыми средствами говорит о том, что государство всерьез озадачилось тем фактом, как и куда распределяются денежные средства, покидая бюджет, и доходят ли они до конечного пользователя. В первую очередь, это видно по изменениям, которые коснутся участников госзаказов. При этом вводится казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование по которым превышает 100 млн. рублей, эта мера мне кажется вполне объективной, ведь крупные траты бюджета должны быть под особым контролем.
Но при этом не совсем понятно, как на деле будет обстоять вопрос с государственными субсидиями, которые не были потрачены. Не потеряются ли это деньги, как будет работать процедура возврата денег в бюджет и т.д. Не появятся ли липовые договора, серые схемы, чтобы скрыть остатки этих средств до наступления обозначенной даты (1 апреля).
А вопрос заморозки денежных средств на счетах госкомпаний мне вообще до конца не ясен. Зачем нужен такой подход, на что он направлен? Ведь как я понимаю, наложение запрета на размещение денег на депозитах, вложение в финансовые инструменты или в капитал других компаний, не оставляет компаниям свободу выбора. В этом случае требуется тщательная проработка понятия «целевых расходов».
Как Вы оцениваете новые меры контроля Минфина с точки зрения эффективности распределения бюджетных средств?
В текущей сложной экономической ситуации, когда правительство подошло к вопросу о возможности секвестрования бюджета, логичным шагом является ужесточение контроля за расходом бюджетных средств. Сейчас очень важно для правительства, что бы средства расходовались как можно более эффективно и направлялись исключительно по назначению. Данная мера правительства и должна привести к тому, что бюджетные средства будут расходоваться исключительно по целевому назначению, а Минфин сможет контролировать данный процесс и оценивать эффективность расходованию средств.