Правительство намерено упростить доступ операторам связи в здания путем реализации конституционного права граждан на доступ к информации. Так, Минкомсвязи разрабатывает нормативно-правовой акт о закреплении за россиянами свободного доступа к услугам связи.
Нынешнее законодательство усложняет процедуру «захода» операторов в жилые дома. В основном они обязаны это делать через управляющие компании, которые взымают соответствующую плату. А для того чтобы операторы смогли размещать свое оборудование в здании, необходимо согласие 2/3 собственников квартир.
В министерстве полагают, что нововведение позволит операторам размещать свое оборудование без согласия жильцов многоквартирного дома и без посредников, пишет «Ъ». Это существенно снизит траты как операторов, так и абонентов, а также улучшит качество предоставляемых услуг связи.
Какие факторы, кроме необходимости получения одобрения 2/3 жильцов дома, препятствуют реализации права граждан на доступ к услугам связи/интернету?
Согласно докладу ООН от 03.06.2011 г. право на доступ в интернет признается неотъемлемым правом человека. Таким образом, лишение людей доступа к интернету является нарушением прав человека. В современный период право на доступ в Интернет не может рассматриваться лишь в контексте права на свободу поиска и распространения информации. Информационно-телекоммуникационные сети используются для реализации большинства прав человека.
Как следует из ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусмотренный в гл. 2 перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим. В связи с усложнением общественных отношений и развитием науки происходит расширение круга прав, свобод и обязанностей человека. Согласно части 2 данной статьи в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На конституционном уровне право на пользование информационно-телекоммуникационными сетями либо на доступ в Интернет в зарубежных государствах закрепляется редко (Например, ч. 2 ст. 5a Конституции Греции и ч. 2 ст. 15 Переходной Конституции Непала от 15 января 2007 г.). Обычно положения, касающиеся обеспечения всеобщей доступности Интернета, закрепляются в национальном законодательстве.
Кроме необходимости получения одобрения 2/3 жильцов дома на размещение оборудования и кабелей в общих помещениях многоквартирных домов факторами, препятствующими реализации права граждан на доступ в интернет, являются физические и ценовые ограничения доступа к услугам связи. Физические ограничения устраняются с помощью строительства магистральных телекоммуникационных линий и сетей доступа. Фактор ценового ограничения устраняется с помощью финансирования подключения к телекоммуникационным сетям государственных и муниципальных органов и учреждений, некоммерческих организаций (организаций в сфере образования, здравоохранения, культуры, местных СМИ, центров общественного доступа к сети Интернет), средств передвижения (метро, автобусы, трамваи), а также финансирования программ по обеспечению бесплатного доступа к интернету для малоимущих граждан.
Какие факторы, кроме необходимости получения одобрения 2/3 жильцов дома, препятствуют реализации права граждан на доступ к услугам связи/интернету?
Самое главное препятствие - это действия управляющих компаний, которые необоснованно повышают операторам связи плату за право доступа в дом. Так как на практике провайдеру практически невозможно получить одобрение нужного числа жильцов, управляющие компании и ТСЖ берут инициативу в свои руки, вынуждая операторов соглашаться на кабальные договорные отношения. Некоторые увеличивают тарифы для операторов на 600-800% - в денежном выражении итоговая ежемесячная плата провайдеров за право доступа в дома может исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей. Возрастающие затраты компаний , оказывающих услуги связи населению , могут привести к росту тарифов. А это значит, что некоторые граждане вынуждены будут отказаться от услуг. Если же по решению управляющей компании специалисты провайдера не смогут зайти в дом для проверки состояния оборудования или его ремонта, то жильцы могут вообще лишиться интернета, телевидения и телефонии на неопределенное время.
Чтобы исключить такие ситуации, необходимо закрепить законом правила недискриминационного доступа в дома и четко прописать в нем права и обязанности управляющих компаний и ТСЖ. На государственном уровне такая работа уже началась.
Какие факторы, кроме необходимости получения одобрения 2/3 жильцов дома, препятствуют реализации права граждан на доступ к услугам связи/интернету?
Инициатива Минкомсвязи по закреплению права граждан на связь, вероятно, имела бы больше значения, если была бы реализована лет 15 назад. Сейчас же рынок домашнего интернета уже сложился, а на рынке в изобилии представлены в том числе альтернативы, которые не требуют доступа оборудования в дом.
Тем не менее проблема доступа провайдеров интернета и кабельного телевидения существовала и существует. Главными препятствиями, помимо отсутствия 2/3 голосов жильцов, являются действия управляющих компаний, стремящихся контролировать доступ в свои здания. Помню, что несколько лет назад в доме, в котором живу, даже был сбор подписей за то, чтобы из здания не выгнали того провайдера, которым и я пользовался.
Вывод
Инициативу Минкомсвязи я лично поддерживаю, свободный доступ поставщиков услуг к потребителям сделает отрасль более конкурентной.
Какие факторы, кроме необходимости получения одобрения 2/3 жильцов дома, препятствуют реализации права граждан на доступ к услугам связи/интернету?
«Конституция – источник права «верхнего уровня», реализация того или иного права, закрепленного ею, требует принятия огромного количества законов прямого действия и подзаконных актов.
В данном случае через изменение основополагающего закона Минкомсвязи пытается решить частный вопрос взаимоотношения собственников многоквартирных домой и операторов связи. В любом случае, в этих отношениях существуют проблемы, требующие решения. Если Минкомсвязи проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что решить эту проблему можно только закрепив право граждан на получение доступа в Интернет в Конституции – что ж, надо менять Конституцию.
Однако я предвижу множество дополнительных вопросов, которые могут возникнуть при закреплении этого права в Конституции и эти вопросы выходят за рамки непростых отношений между операторами, собственниками и управляющими компаниями многоквартирных домов. Например – распространяется ли это право только на жилище, или оно будет действовать на всей территории РФ? Должна ли быть реализация права исключительно на возмездной основе или есть случаи, когда это право должно реализовываться безвозмездно для гражданина РФ? Будет ли ограничено это право для некоторых категорий граждан по умолчанию (заключенные, военнослужащие, и т.п.)? Возможно ли ограничение этого права по решению суда? И это только ничтожная часть вопросов, которые должны быть отражены в законах и подзаконных актах, которые должны обеспечить реализацию конституционного права.
С моей точки зрения, использование Минкомсвязи такого способа решения проблемы (которая, повторюсь, очевидно требует решения) может открыть настоящий юридический «ящик Пандоры» с непростыми и далеко идущими последствиями.»