В рамках встречи главы правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями различных ведомств обсуждался вопрос изменения правил начисления страховых взносов в обязательное пенсионное страхование и введения дополнительного взноса с граждан. МЭР, Минфин и Минтруд обязались проработать механизм трансформации.
Ныне взносы в ПФР уплачивают все работодатели с фонда оплаты труда. Ставка взноса для зарплат с порогом до 796 тысяч рублей составляет 22%, а для зарплат, которые превышают данный порог, - +10% надбавка. Правительство рассматривает вопрос введения дополнительного 2-процентного взноса с работающих граждан, пишут «Ведомости».
При действующем законодательстве размер фонда оплаты труда ПРФ в 2016 году составит 19.9 трлн рублей. Если будет введен 2-процентный взнос, то фонд получит дополнительные 400 млрд рублей. В случае если взнос будет взиматься только с превышающих порог зарплат, размер дополнительных поступлений составит 50 млрд рублей.
Как Вы оцениваете возможность повышения сборов с граждан в ПФР?
В ближайшей перспективе бюджет ПФР и «завязанный» на его исполнение перед гражданами федеральный бюджет будут испытывать все возрастающую нагрузку. Уже сейчас это 2 триллиона рублей, что немало само по себе. Даже с учетом отмены накопительной части пенсии и повышения пенсионного возраста этот дефицит не будет расти еще несколько лет, после чего снова продолжит увеличение. Пик выплат ожидается через 7-9 лет, когда будет стоять вопрос – отменить пенсии вообще или оставить их в виде пособий по бедности, но уже через 2 года реформы реформ станут малоэффективными при любом развитии событий. Принятие решений по смягчению кризиса по выплате соц. обязательств приведет к росту сборов и налогов внутри страны, повышению эффективности администрирования при жестких мерах наказания за несоответствие данных для юридических лиц и ИП, а также к новой «перетряске» системы выдачи льготных пенсий. Введение повышенных сборов чиновники хотят отодвинуть на следующий период работы руководства, но понимание происходящих процессов послужит катализатором их исполнения в 2016-2017 годах.
Как Вы оцениваете возможность повышения сборов с граждан в ПФР?
Никаких строгих законодательных ограничений по повышению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование не имеется. Увеличение страхового взноса может произойти, например, в результате уменьшения предельной величины базы для начисления страховых взносов с учетом повышающего коэффициента (на период 2015 - 2021 годов она ежегодно устанавливается Правительством РФ с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год); в результате повышения тарифов страховых взносов и так далее.
Ответ на вопрос "Как Вы оцениваете возможность повышения сборов с граждан в ПФР?" таким образом звучит как "такая возможность не будет противоречить законодательству Российской Федерации".
Отмечу, что на мой взгляд, данный вопрос связан с отношениями, отличными от юриспруденции. Я имею ввиду, что данная инициатива требует в первую очередь оценки ее эффективности. Ведь в погоне за повышением поступлений в Пенсионный фонд власти рискуют получить обратный эффект. Так, например, специалисты отмечали, что в 2012- 2013 годах в связи с повышением страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования прекратили свою деятельность сотни тысяч индивидуальных предпринимателей (около 700 тысяч). В связи с этим прироста поступлений в Пенсионный фонд не состоялось. По некоторым оценкам, поступления даже уменьшились.