Последнее исследование НИУ-ВШЭ приводит различия между действующим и обновленным проектом КоАП. Результаты анализа двух версий документа оказались неутешительными для бизнес-сообщества: новый унифицированный порядок рассмотрения административных дел в отношении предпринимателей может ухудшить правовую защиту интересов бизнеса.
Юристы склонны полагать, что отказ от действующего порядка рассмотрения дел, согласно Арбитражно-процессуального кодекса, - шаг назад для государства, пишут «Ведомости». Нынешнее законодательство обязывает обе стороны разбирательства предоставить доказательства до начала судебного заседания. В обновленном проекте предприниматели должны сами искать доказательства своей невиновности, тогда как у суда появляется право искать доказательства по собственной инициативе. В таком случае теряется принцип состязательности.
Такой ход дел может снизить уровень гарантий прав предпринимателей, а также создает риски обвинительного уклона в арбитражных судах, рассуждают эксперты. Впрочем, в комитете по госстроительству считают критику безосновательной, поскольку принципы объективного рассмотрения дел в судах никто не отменял.
Как Вы оцениваете нововведения в КоАП? Как могут отразиться новые нормы на интересах бизнеса?
Безусловно, увеличение размера штрафов за совершение административных правонарушений, расширение перечня видов административного наказания за счёт включения в него такого наказания как ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности по ряду нарушений не может не настораживать отечественных предпринимателей. При этом, надо учитывать, что такое «сильное» наказание, как ликвидация юридического лица, предусмотрена за крайне ограниченный перечень административных правонарушений, к тому же связанных с созданием и распространением детской порнографии, помимо этого проектом кодекса предусмотрена возможность освобождения от административного наказания (правда, в исключительных случаях).
Что касается предполагаемого изменения процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, то саму по себе унификацию процесса, которому должны будут следовать и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции, на мой взгляд, следует оценивать положительно. А вот готовы ли будут сами суды, прежде всего, общей юрисдикции, и так загруженные донельзя, к фундаментальным изменениям процесса рассмотрения данных дел, вопрос открытый.