Помощник секретаря Совета безопасности России Сергей Вахруков перечислил главные стратегические угрозы национальной безопасности России в экономической сфере, включенные в обновленную стратегию нацбезопасности.
В их числе низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточный объем ресурсов для кредитования, незащищенность национальной финансовой системы, а также ряд других вызовов и угроз.
По словам Вахрукова, одной из основных задач стратегии национальной безопасности является сокращение уровня дифференциации субъектов России по экономическому развитию.
«Скорректированы важнейшие задачи, на решение которых будут направлены основные усилия. Такими задачами являются устранение дисбалансов в экономике, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижение уязвимости от внешних негативных факторов, прагматичное участие в международном экономическом сотрудничестве, повышение эффективности государственного управления в экономической сфере и ряд других задач», — заявил Вахруков.
Кроме того, по его словам, стратегия нацбезопасности, утвержденная президентом России Владимиром Путиным в 31 декабря 2015 года, ставит одной из целей развития страны вхождение в число мировых лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП).
Что должна предпринять Россия для улучшения состояния экономики?
Состояние экономики нашей страны зависит от трех факторов: иностранных инвестиций, производительности местной промышленности и благосостояния граждан. Россия должна привлечь иностранные инвестиции, которые создадут на территории нашей стране предприятия, например, российско-китайские и предоставят всем желающим рабочие места. На практике сделать это в условиях низкой конкурентоспособности крайне трудно из-за того, что любое частное или государственно-частное предприятие будет пользоваться своим монопольным положением и устанавливать нерыночные цены. А с учетом высокой сырьевой зависимости России провести реформы силами государства практически невозможно. У нас сейчас наблюдается системный кризис в экономике, вызванный теперь уже не санкциями стран Запада, а бюджетным дефицитом в результате падения цен на нефть и низкой проработкой расходных статей бюджета. Иначе по итогам 2015 года не образовался бы неизрасходованный примерно 1 трлн рублей, которые сейчас становятся вызовом здравому смыслу для действующей власти. Эти средства могут стать камнем преткновения во время диалога об их дальнейшей судьбе, ведь за 2015 год секвестированию подверглись все расходные статьи, включая и социально-значимые, а оборонка и национальная безопасность в наименьшей степени пострадали от сокращений.
Необходимо:
Во-первых, реально, а не с экранов ТВ, повернуться лицом к производителям, всячески способствовать развитию среднего и низшего звена экономики страны, так называемый сектор "мелкотравчатых предпринимателей".
Во-вторых, опять же - реально дать возможность развиваться сельскому хозяйству в лице фермеров и мелких хозяйств.
В-третьих, защитить первых и вторых от засилья олигархо-чиновничьего клана оптовиков, поделивших страну на вотчины влияния.
Все темы не охватить.
Ипотечное кредитование - локомотив развития экономики. В нем хороший мультипликатор вложений. От одной ипотечной сделки стимулируется оказание услуг и продажа по многим позициям.
Деньги, вложенные в ипотечный бизнес, возвращаются с надёжным доходом.
Вложения надо делать через покупку ипотечных ценных бумаг. Их может купить государство. Важно изменить инфраструктуру и сделать возможным и удобным покупку ИЦБ населением. Если развить рынок ценных бумаг, чтобы можно было облигации использовать в качестве первоначального взноса при покупке квартиры, то их привлекательность возрастет.
Использование внутренних инструментов и ресурсов для рефинансирования - важнейшая задача.