Роспотребнадзор отмечает, что в России удалось добиться определенных успехов по повышению финансовой грамотности граждан, сообщила глава ведомства Анна Попова.
"В 2015 году очень много усилий совместно с Минфином, Всемирным банком было уделено повышению финансовой грамотности. Мы считаем, что это очень важно, тем более в этот исторический период, который мы с вами переживаем… У нас есть уже определенные результаты. С помощью специалистов Роспотребнадзора в 2012 году в судах наши граждане вернули себе 13 миллиардов, в 2014 году — уже 26 миллиардов", — заявила она.
Данная информация отражает результаты роста деятельности Роспотребнадзора. Данные о росте финансовой грамотности не так очевидны.
2 ноября 2015 года были объявлены результаты первого Всероссийского экзамена по финансовой грамотности, разработанного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).
Одновременно на сайте Проекта Минфина России — вашифинансы.рф — стала доступна онлайн-версия экзамена, которую мог пройти любой гражданин. Тест состоял из 15 вопросов и включал в себе три блока: знания, навыки, установки. Всего за неделю Экзамен прошли более 12 000 человек. Из них «отличников» (набравших 14 или 15 баллов из 15 возможных) оказалось 20%, твердую «четверку» получили 38%, удовлетворительный результат продемонстрировали 28%, а у 14% прошедших тест знания по финансовой грамотности оказались явно недостаточными.
Больше всего затруднений у прошедших тест вызвал вопрос, касающийся защиты прав потребителей финансовых услуг. Оказалось, что лишь 36% респондентов знают, что с жалобой на действия страховых компаний нужно обращаться в Банк России или Роспотребнадзор. Меньше половины (42%) сдавших тест понимают, что такое «финансовая подушка безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств.
Постоянные опросы на тему финансовой грамотности позволяют сравнить 2012 и 2015 год.
Подтверждением активности Роспотребнадзора служит ответ на вопрос: «Какие организации занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг».
В 2012 году первое место было у общества защиты прав потребителей с 54 %, а второе место у Роспотребнадзора с 21 %.
В 2015 году первое место у Роспотребнадзора с 45 %, а второе место у общества защиты прав потребителей с 26 %.
Любопытен ответ на вопрос: «Защищены ли права потребителей финансовых услуг».
Положительную оценку в 2012 году давали 4 %, а в 2015 уже 6 % опрошенных.
Интересно, что с годами мнение самих граждан об их финансовой грамотности не улучшается, а 2015 год внес определенную сумятицу из-за кризисных явлений.
Отличными свои знания оценивали в 2012 году – 43%, а в 2015 году – 34%.
Удовлетворительными в 2012 году- 41 %, а в 2015 году – 46%,
Неудовлетворительными в 2012 году – 17 %, а в 2015 году – 20 %.
При подготовке материала использованы данные Национального агентства финансовых исследований.
Очевидно, что уровень финансовой грамотности населения растет. Этому способствует как работа ЦБ, так и игроков финансового рынка, в том числе микрофинансовых компаний. О росте финграмостности свидетельствует увеличение популярности услуг онлайн-кредитования. Этот вид услуг требует определенных знаний не только того, как работает интернет, но и принципов работы электронного банкинга, того, как функционируют платежные системы и т.д. Граждане постепенно учатся отстаивать свои права в спорах с финансовыми институтами. Также мы видим, что россияне научились отличать компании ответственного кредитования от непрозрачных ростовщических контор.
К сожалению, пока, несмотря на все усилия, уровень финансовой грамотности остается на достаточно низком уровне. Да, он растет, но пока не теми темпами, которые необходимы. Это сказывается на отношении людей к различным банковским и финансовым продуктам. В частности, банковские карты, получаемые в рамках зарплатных проектов, часто используются исключительно дня снятия денежных средств, но не используются для оплаты покупок. Также отметим, что очень многие не понимают, под какие проценты они получают кредиты, например, в микрофинансовых организациях.
На мой взгляд, работа в этом направлении будет необходима на протяжении еще очень долгого времени. Так, введение уроков финансовой грамотности может привести к воспитанию поколения, которое будет хорошо ориентироваться в финансовых продуктах.
Действительно, наблюдается улучшение уровня финансовой грамотности россиян. Безусловно свой вклад внесла совместная программа Минфина и Всемирного банка по повышению финансовой грамотности взрослого населения. Так по итогу 2015 года Институтом Финансового Планирования, так же участвующем в совместной с Министерством финансов РФ в данной программе обучено уже около 1000 тьюторов.
Хотя, например, в Воронежской области еще не проводилась ежегодная "Неделя финансовой грамотности". Поэтому нельзя сказать, что здесь сработала эта программа. При этом, население Воронежской области по сравнению с 2014 года в 2 раза меньше пользовалось кредитами. Наш регион находится на 24 месте из 30-ти по объему выданных кредитов микро финансовыми организациями "до зарплаты", а также "на потребительские товары". При этом в ЦЧР занимает 4-е место (после Москвы, Московской области) по объёмам банковских депозитов. В целом по стране, несмотря на стабильно закрывающиеся банки, объем депозитов за год вырос на 6 трлн. рублей (с 14 трлн. в 2014 году до 20 трлн. в 2015).
Поэтому нельзя однозначно сказать, что в этом заслуга программы повышения финансовой грамотности населения. Скорее тратить осознанно деньги заставило уменьшение в 2 и более раза реальных доходов населения. И интуитивно люди откладывают деньги на черный день. Что является грамотным решением, так как наличие финансового резерва - это начало осознанного управления своими денежными потоками.
Еще одной из причин является то, что деньги в регионах стало сложнее зарабатывать. И если пару лет назад для этого не нужно было прикладывать особых усилий, то сейчас, чтобы получить тот же доход нужно работать намного продуктивнее.
Свою эффективность в деле просвещения финансовой грамотности в нашем регионе показали компании по страхованию жизни. Сегодня для того чтобы продать долгосрочную накопительную страховку нужно сначала поднять уровень грамотности клиента. Страховые компании для этого активно используют сторонних тренеров по финансовому планированию, организовывая семинары по основам управления личными финансами.