В пояснительной записке к президентскому законопроекту, в частности, говорится о том, что «налоговые преступления в России отличаются «низкой эффективностью раскрытия». Потому президентом вносятся поправки дающие право органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям по общим поводам. К ним относятся «заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, а также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования». Основанием для возбуждения дела должно служить «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».
Известно, что на восстановлении прежнего порядка настаивал СКР. Он подготовил законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами, в том числе меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. В частности, правоохранители утверждали, что сроки расследования слишком затянуты - пока налоговые органы вынесут решение о наличии правонарушения, преступники уже могут скрыться.
Не спешите осуждать и ставить клеймо «сталинской диктатуры», не всё так просто.
Вроде бы благое дело – ужесточение борьбы с налоговыми преступлениями! Во всём цивилизованном мире налоговые преступления стоят на втором месте по тяжести содеянного, сразу вслед за преступлениями против жизни человека – убийством. Вот и мы тоже подтягиваемся, стремимся идти в ногу со всем прогрессивным, не так ли? Так-то оно так, только как-то тревожно становится при упоминании в этой связи о «налоговых схемах» и о «наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Не открывает ли это путь для борьбы с «умными, которые всё понимают»?
А что же сама налоговая служба, почему не справляется, ведь у неё даже своя силовая структура есть – налоговая полиция? Или потому и потребовалось вмешательство со стороны, что самих контролёров уже контролировать надо?
А вообще народ скучать не должен, а то мысли всякие в голову лезут: например, почему в Дании налоги высокие, а все довольны, все только «за» и правительству своему почти полностью доверяют, и работой его довольны. А действительно, почему?
Как вы прокомментируете данную инициативу властей с точки зрения влияния на ведение бизнеса в России? Как это отразится на деловом климате в стране, с учетом значительного повышения рисков от злоупотреблений положением со стороны правоохранительных органов?
С юридической точки зрения законодательная инициатива направлена на увеличение эффективности работы правоохранительных органов. Статистика экономических преступлений в нашей стране хорошо известна, и наведение порядка в этой области давно назрело. Стремление вывести налоговых преступников "из тени", с привлечением к уголовной ответственности, кажется вполне логичным, но кто даст гарантию, что новый инструмент не повлечет к злоупотреблению на местах? Многие помнят, как запросто возбуждались уголовные дела против предпринимателей еще несколько лет назад, до введения особых условий для налоговых преступлений. Понятно, что уравнивая налоговые преступления с остальными, мы воссоздаем инструмент, с помощью которого должностные лица органов предварительного следствия или оперативно-розыскных органов смогут оказывать давления на бизнес. И здесь вполне понятна обеспокоенность, которую проявляет деловое сообщество. Внесение поправок в описанном виде может привести к повышению коррупционной ёмкости УПК РФ. Однако, внесение поправок в УПК РФ будет рассматриваться в нескольких чтениях и остается надежда, что механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям будет проработан более четко.
Ключевым ведомством, на которое возложена функция по обеспечению баланса между сбором налогов и обеспечением права собственности налогоплательщиков, является налоговая служба. В связи с этим, только располагая специальной компетенцией и полными материалами по каждому налогоплательщику, ее сотрудники имеют полномочия определять ФАКТ совершения или не совершения налогового правонарушения. Кроме этого в арсенале налоговых органов есть достаточно инструментов по обеспечению налоговых интересов государства (наложение ареста на счета и пр.), перечень которых с 2014 года будет дополнительно расширен.
В текущем состоянии СКР фактически выполняет "карательную" функцию, обеспечивая принуждение к выполнению. Возложение на них полномочий по первичной оценке и квалификации события правонарушения приведет к необоснованному дублированию полномочий и неконтролируемому давлению на бизнес, безусловно ухудшая бизнес климат в государстве.
Вторую неделю массово обсуждается законопроект, предусматривающий право правоохранительных органов возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без материалов проверки налоговых органов. Инициатором данного законопроекта выступил Президент РФ Путин В.В..
При нынешней редакции ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только материалы проверок, поступивших из налогового органа.
Данная редакция ст.140 УПК РФ действует не так давно, если быть точнее с 9 декабря 2011 года, когда по инициативе действующего тогда Президента РФ Медведева Д.А. был принят ФЗ № 407-ФЗ отменяющий общие поводы возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Одной из целью принятия ФЗ № 407-ФЗ было сокращение количества злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, сосредоточение прав и обязанностей по фиксации фактов совершения налоговых преступлений в руках профессионалов, тем самым увеличить количество выявленных налоговых преступлений, а также миниминировать незаконность в отношении предпринимателей. Инициатором возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях на сегодняшний день может являться только налоговый орган. Правоохранительные органы не вправе возбудить уголовное дело о налоговом преступлении пока не будет решение налогового органа.
Когда налоговое правонарушение отвечает всем признакам преступления, то материалы проверки налогового органа передаются в следственный комитет, но только в случае, если налогоплательщик в течении 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) не исполнил его (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Если внимательно проанализировать данный законопроект, то его принятие (позиция государства) привнесет следующие изменения:
• Сократятся сроки рассмотрения уголовных дел о налоговых преступлениях.
• Увеличится количество должностных лиц, которые будут заниматься фиксацией и расследованием уголовных дел о налоговых преступлениях (это и Налоговый орган и сотрудники полиции, чья деятельность регламентируется ФЗ «О полиции» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
• Увеличится количество выявленных налоговых преступлений, а значит государство получит не оплаченные налогоплательщиками налоги, и другие изменения.
Данные изменения направлены прежде всего на решение организационных вопросов, ведь при введении особого повода для возбуждения уголовного дела сократилось количество выявленных налоговых преступлений и взысканных денежных средств в виде налогов (сборов).
При принятии данного законопроекта изменится порядок возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Если при нынешней редакции ст.140 УПК РФ налоговый орган при выявлении факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения действует согласно ст. 32 НК РФ, а после направляет материалы налоговой проверки в следственный комитет, а тот в свою очередь решает вопрос о достаточности доказательств для возбуждения уголовного дела, не истек ли срок давности привлечения к уголовной ответственности и др., то данный законопроект наделает правоохранительные органы правом возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не имея решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, отвечающее признакам преступления, а например по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Для налогового органа возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении является средством достижения результата — взыскать не уплаченные налоги (сборы). А если налогоплательщиком до назначения судебного заседания возмещен весь ущерб от налогового правонарушения, то уголовное дело будет прекращено (ст.28.1 УПК РФ).
Для Следственного комитета целью является обвинительный приговор суда, ведь эффективность их работы оценивается по количеству доведенных до суда дел.
Если обычные граждане не особо обеспокоены этим, то среди представителей бизнес-сообщества возможное принятие данного законопроекта породило массу нареканий. Это объясняется тем, что предприниматели боятся незаконности и произвола со стороны правоохранительных органов, увеличения количества рейдерских захватов, вымогательств, заказных дел, боятся того, что государство таким образом вновь усилит давление за предпринимательской деятельностью.
И это оправдано, ведь если сейчас только налоговый орган может инициировать возбуждение уголовного дела, например по факту неуплаты налогов (сборов), тем самым затрагиваются права и интересы только тех налогоплательщиков, которые нарушают законодательство о налогах и сборах, то при принятии законопроекта и наделении сотрудников полиции правом самостоятельно возбуждать уголовные дела возникнет ситуация, когда будут затронуты права и интересы не только недобросовестных налогоплательщиков, но и тех, кто осуществляет свою деятельность без нарушения закона.
Однако возбуждение уголовного дела только по инициативе налогового органа не означает, что сотрудники правоохранительных органов сейчас не могут при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявлять факты совершения налоговых правонарушений. В таких случаях информация передается в налоговый орган. Таким образом, и сейчас не исключается возможность незаконности действий сотрудников правоохранительных органов, ведь они также могут требовать от налогоплательщика (предпринимателя) деньги за не передачу информации в налоговый орган.
Добросовестным налогоплательщикам особо беспокоиться не стоит, если говорить о законности действий со стороны правоохранительных органов. А если сотрудники правоохранительных органов имеют цель получить с предпринимателя (налогоплательщика) деньги, при чем не важно с какой целью (заказное дело), то повод для возбуждения уголовного дела найдется всегда и вне зависимости от принятия или непринятия данного законопроекта. В таких случаях рекомендуется предпринимателям знать свои права и обязанности, знать права и обязанности сотрудников правоохранительных органов. И только подготовленность к действиям сотрудников правоохранительных органов приведет к защите своих прав.
Что касается недобросовестных налогоплательщиков, то здесь дела могут быть печальнее. Такие налогоплательщики могут оказаться в ситуации, когда за не возбуждение уголовного дела придется «платить» дважды, а именно сотрудникам правоохранительных органов, которые с предпринимателей требуют деньги и при получении которых будет якобы решен вопрос о не фиксации факта совершения налогового преступления, а также налоговому органу, который все также будет вправе выявлять налоговые правонарушения, а значит в отношении данного предпринимателя может быть возбуждено уголовное дело, только инициатором будет налоговый орган.
Подводя итог, можно предположить, что принятие законопроекта приведет к следующему:
• Усилится давление на бизнес со стороны государства с целью побудить своевременное и неукоснительное исполнения законодательства в сфере налогов и сборов.
• Между двумя ведомствами, МВД и Налоговым органом произойдут значительные разногласия, так как результат для каждого ведомства разный.
• Налогоплательщики будут предоставлять одни и те же документы как в налоговый орган, так и в МВД.
• Участие налогового органа при возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении не будет являться обязательным, а значит конечной целью для правоохранительных органов (МВД, СК) будет обвинительный приговор суда.
• Возрастет количество и размер взяток для прекращения уголовного дела либо проверки.