Руководитель МВД Владимир Колокольцев подписал приказ, утверждающий новый административный регламент сдачи экзаменов в ГИБДД, пишут СМИ. Документ уже направлен на регистрацию в Минюст.
Согласно новому регламенту, при сдаче теоретического экзамена после каждой допущенной ошибки в ответе на вопрос придется отвечать на пять дополнительных вопросов по той же теме.
При сдаче вождения на площадке экзаменатор будет назначать не три варианта упражнений, а пять, а список возможных тестов, которые могут достаться будущим водителям, расширен с 10 до 17. В частности, появятся такие упражнения, как «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» и «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места».
При вождении в городе экзаменуемый получит 5, 3 или 1 балл за каждую ошибку в зависимости от типа нарушения (грубое, среднее или мелкое); при 5 набранных баллах экзамен будет провален.
Новым регламентом также устанавливается четкое время на проведение всех процедур в ГИБДД. Так, с момента подачи заявления гражданином до получения прав категорий B, C, D и Е должно пройти не более 3 часов 10 минут.
Вводимые в действие нововведения направлены, в первую очередь, на более качественную подготовку водителей как в теоретической, так и в практической части. Следовательно, можно ожидать, что количество ДТП, происходящих по вине начинающих, плохо подготовленных, водителей снизится, потому что желающим получить водительское удостоверение отныне придется более ответственно и тщательно подходить к вопросу обучения, возможно, больше времени уделять, в том числе, и самостоятельному обучению.
Тем не менее, немаловажным фактором остается и культура вождения в целом. Теоретические и практические знания ПДД водителем вовсе не означают, что он их соблюдает. Посмотрим статистику ГИБДД о количестве ДТП за период с января по сентябрь 2015 года, произошедших по вине водителей с разным стажем управления (стаж управления считается с момента получения прав, а не по факту начала вождения).
ДПТ, произошедшие по вине водителей со стажем управления до 2-х лет - 13391 ДТП, погибло 1436, ранено 18525 (рис.1).
ДПТ, произошедшие по вине водителей со стажем управления от 2 до 5 лет: 10618 ДТП – на 20% меньше, погибло 1158 – на 20% меньше, ранено 14614 – на 20% меньше по сравнению с данными по ДТП по вине водителей со стажем управления до 2-х лет (рис.2).
ДПТ, произошедшие по вине водителей со стажем управления от 5 до 10 лет: 24501 ДТП – на 182% больше, погибло 2852 – на 198% больше, ранено 33079 – на 178% больше по сравнению с данными по ДТП по вине водителей со стажем управления до 2-х лет (рис.3).
В следующей категории – водители со стажем управления от 10 до 15 лет – количество ДТП 14883, то есть, практически равно уровню ДТП, происходящих по вине молодых водителей.
Мы видим, что наименьшее количество ДТП происходит по вине водителей со стажем управления от 2 до 5 лет, то есть тех, которые уже чувствуют себя на дороге уверенно, но водят с осторожностью. А наибольшее – с участием водителей со стажем управления от 5 до 10 лет, то есть, это люди в возрасте от 21 до 26 лет, которые зачастую ведут себя слишком самоуверенно на дороге, лихачат и вообще ездят в опасной манере. На число ДТП с участием водителей именно этого возраста влияет и тот факт, что у водителей появляются собственные автомобили, а ранее они, к примеру, могли ездить на автомобилях родителей/родственников.
Еще раз повторюсь – важно обучать водителей не только теории и практике вождения, но и культуре поведения на дороге.
С вступлением в силу приказа об усложнении экзаменов по вождению изменится несколько принципиальных аспектов, а именно: в ходе сдачи теории, в случае, ошибки экзаменуемому придется отвечать на пять дополнительных вопросов по теме, на которую была допущена ошибка, во время сдачи этапа вождения на площадке инструктор будет назначать не три, как раньше, а пять вариантов упражнений. По мнению экспертов, введение нового регламента позволит сократить количество аварий среди начинающих автомобилистов, а также повысит качество подготовки водителей. По моему мнению, усложнения процедуры сдачи экзаменов обосновано. Подобные изменения помогут снизить уровень травматизма на дорогах среди новичков и количество нелегально оформленных прав.
За последние годы государство существенно усложнило процедуру сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения. Считаю, что существующий ныне порядок получения водительских прав является сбалансированным и достаточно жёстким, ещё более усложнять его неразумно.
При этом не понятна цель усложнения процедуры сдачи экзаменов. Обеспечить безопасность на дорогах? – вряд ли. Ведь существует статистика, которая говорит о том, что подавляющее большинство ДТП и происшествий на дорогах случается по вине «опытных» водителей, имеющих стаж вождения 2 и более лет. Новички за рулём если и попадают в ДТП, то в несущественные (на парковке, при перестроении «шерканулись», резко затормозил и получил удар в заднюю часть авто). Тем более всем известно, что нормы ПДД («теорию») новички знают значительно лучше водителей со стажем.
Считаю, что если государство преследует цель повысить безопасность вождения и уменьшить количество ДТП и нарушителей на дорогах, ему нужно проводить больше мероприятий по выявлению нарушителей ПДД (больше экипажей ГИБДД на дорогах, больше проверок на состояние опьянения, больше камер видеофиксации нарушений), а не усложнять жизнь желающим получить жизненные удобства и свободу в передвижении.
Существует мнение, что государство проводит негласную политику уменьшения количества автовладельцев (дескать тому доказательствами является и повышение стоимости страхования, и усложнение экзаменов, и ужесточение наказания за нарушения в области ПДД). Я не являюсь сторонником данной теории (данного мнения), но отмечу, что ужесточение сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения хоть и не существенно, но снизит динамику роста автовладельцев.
Также ещё большее ужесточение порядка сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения будет способствовать увеличению коррупции в этой области и увеличению количества «купленных» водительских удостоверений, что точно отрицательно скажется на дорожной ситуации в стране.
Усложнение процедуры сдачи экзамена предполагает более качественную подготовку к нему. Соответственно претенденты будут более тщательно изучать правила дорожного движения, внимательнее разбирать практические сложные ситуации, отрабатывать элементы вождения до автоматизма.
Я считаю, что управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, должны качественно подготовленные водители. Уверен, что более качественная подготовка к сдаче экзамена в перспективе будет способствовать улучшению ситуации на дорогах.