По состоянию на 1 октября 2015 года, ПФР зафиксировал 126 тысяч заявлений от граждан, желающих перевести средства из НПФ в ПФР. Несмотря на то, что количество «обратных» переходов из ПФР в негосударственные организации (1.3 млн заявлений на 1 октября) значительно превышает переходы под управление государства, в последние месяцы тенденция сменилась в пользу ПФР.
Эксперты полагают, что смена поведения россиян связана с недавним крахом крупных ПНФ, принадлежавших группе компаний Анатолия Мотылева, а также с регулярными отзывами лицензий регулятором и экономической нестабильностью, пишет «Ъ». Страх оказаться ни с чем после отзыва лицензии у частного пенсионного фонда склоняет граждан к переходу в безопасный государственный фонд.
Впрочем, общая тенденция играет на руку НПФ, отмечают эксперты. Это объясняется преимущественно двумя факторами: вступлением в активную фазу системы гарантирования пенсионных накоплений и продолжением периода, когда граждане имеют право сохранить накопительную часть пенсии.
Какие еще факторы, кроме вышеперечисленных, влияют на поведение людей при выборе между ПФР и НПФ?
Итоги переходов из НПФ в ПФР и обратно подводить пока что рано: это промежуточные результаты. Очевидно, что большая часть россиян, выбирая между НПФ и ПФР, предпочитает все же негосударственные пенсионные фонды. В статистике переходов не указана динамика перехода из ПФР в НПФ. По нашим внутренним данным мы видим: число выбирающих формирование накопительной пенсии в НПФ растет. К тому же самыми показательными будут итоги 4 квартала, когда обычно фиксируется самая большая активность подачи заявлений о смене пенсионного фонда. Фактор, который влияет на переток клиентов в пользу НПФ, - это общее недоверие к государственной пенсионной системе, где непонятны условия получения страховой пенсии и слишком часто меняются правила игры.
Какие еще факторы, кроме вышеперечисленных, влияют на поведение людей при выборе между ПФР и НПФ?
На самом деле, динамика в десятки тысяч переходов в ПФР, на фоне миллионов переходов в НПФ – это не предмет большого обсуждения. Скорее наоборот, это только подчеркивает выбор накопительной пенсии.
Свою роль в росте переходов сыграла массированная реклама ПФР страховой пенсии, схемы страховых баллов. ПФР может себе это позволить. Например, на 2015 год был рекламный тендер ПФР на 200 млн. рублей.
Самый крупный НПФ не потратит и 10% от этой суммы.
НПФ - частная структура, его рекламный бюджет небольшой и зависит от того, как удачно НПФ инвестирует деньги клиентов. И на фоне глобальной разницы в рекламе, люди все равно выбирают НПФ.
Собственно, чтобы остановить этот поток исхода, и принято решение с 2016 года запретить переходы из ПФР в НПФ, а из НПФ в ПФР оставить.
Потому всем стоит поторопиться, осталось 2, 5 месяца – чтобы выбрать вариант накопительной пенсии. Подумайте - если люди миллионами переходят в НПФ, значит это им выгодно.