Антон Силуанов, глава Минфина, склоняется к пересмотру схемы уплаты страховых взносов предприятиями. Он указывает на принятую мировую практику, когда налоговая нагрузка распределяется между работодателем и работниками в соотношении 50:50.
Министр полагает, что России необходимо постепенно перейти на эту практику, но возможности для разработки законодательной базы появятся не ранее 2018-2019 гг. По мнению Силуанова, схема 50:50 снизит налоговую нагрузку с предприятий и повысит интерес сотрудников в формировании собственной пенсии.
Впрочем, сейчас в повестку дня Госдумы включен законопроект, который призван возвратить уголовное наказание за неуплату предприятиями страховых взносов. Если компания будет уличена в уклонении от уплаты налогов, ее может ожидать штраф в размере 500 тысяч рублей либо же лишение свободы сроком до 6 лет. Нынешние нормы закона предполагают лишь административное наказание.
Как Вы оцениваете предложение по уплате страховых взносов по шаблону 50% на 50%?
«Наше агентство на регулярной основе делает обзор заработных плат компаний, которые работают не только в московском регионе, но и на всей территории России. По результатам данных исследований можем сказать, что средние заработные платы линейных сотрудников до вычета налогов уже по нынешним розничным продуктовым ценам во многих регионах достаточны в основном только для удовлетворения витальных потребностей. Если принять во внимание крайний драматический сценарий развития экономики, то возможен вариант, когда в стране будет появляться всё больше семей лишь с одним работающим членом семьи. Особенно актуально это может стать для регионов. Кроме того, за последние 10 лет почти каждая семья в нашей стране имеет кредитную нагрузку. Поэтому дополнительная налоговая нагрузка лично на сотрудника компании сократит его доход еще на определенное количество процентов, что может быть критичным для него. И вряд ли перенос налоговой нагрузки на сотрудника улучшит ситуацию с налоговыми платами, потому что работодатель все равно вынужден будет увеличивать зарплату сотрудников и как следствие увеличивать и свою налоговую нагрузку».
Как Вы оцениваете предложение по уплате страховых взносов по шаблону 50% на 50%?
Я согласна с тем, что нагрузка на предприятия по страховым взносам чрезмерна, а сотрудники порой этого не знают и не вникают в ситуацию. В то же время, формирование страховых взносов за счет работника повлечёт увеличение заработной платы, поэтому предприятие тут вряд ли выиграет, хотя экономия возможна: не все работодатели будут повышать зарплату пропорционально.
При этом, налоговое бремя для работников возрастёт значительно, и в ситуации, когда за всё отвечает работодатель, нововведение может оказаться для населения шоковым потрясением. Уже сегодня нет возможности планировать домашний бюджет из-за непомерного роста инфляции, а думать о пенсии, которая обеспечит существование через 20-30 лет на 10% от потребностей, ни у кого нет желания. Поэтому реакция населения будет, скорее всего, резко отрицательной.
Важным остаётся момент источника перечисления страховых взносов, кто именно будет их перечислять, сам работник или предприятие, вычитая из зарплаты работника. В этой связи моей «мечтой» работодателя является перечисление НДФЛ работником, а не предприятием. Это тонкий психологический момент: сотрудники будут видеть, и получать ту зарплату, которую работодатель реально им платит, а не будут называть пресловутую «сумму на руки», тем самым уменьшая уровень заработной платы, исчезнут формулировки « gross» и «net». Сотруднику же не составит труда перечислять налог, как он это делает, например, внося плату за квартиру. Государство, конечно, рискует, потому что большинство работников гораздо более безответственные, чем их работодатели.
В целом, я считаю, что работники должны быть в большей степени вовлечены в процесс и формирования, и перечисления взносов и налогов государству.
Как Вы оцениваете предложение по уплате страховых взносов по шаблону 50% на 50%?
Перенос ответственности за социальные выплаты с работодателя на работника, нужно рассматривать через призму текущего момента, а именно экономического кризиса в стране.
В данном контексте такая инициатива говорит мне о том, что налоговая нагрузка на работодателя по заработной плате становится непомерной, а социальная ответственность бизнеса в период кризиса перестает работать. В этой связи, государство пытается освободить работодателя от части обязательных платежей, доверяя их уплату работнику и снижая тем самым его фактическую зарплату "на руки", поскольку вряд ли работодатель будет "вычитать страховые взносы", устанавливая работнику заработную плату.
Да, это снизит нагрузку работодателя, но будет ли работник настолько законопослушен и пойдет ли он добровольно отдавать государству свои кровные, вот в чем вопрос (ведь не зря именно работодателя сделали налоговым агентом, поскольку с него легче эти налоги собрать)?
Верит ли работник в возможность получить от государства на старости лет достойную пенсию, если это государство ежегодно пытается повысить пенсионный возраст и кардинально пересматривает свое пенсионное законодательство?
Не придется ли государству гоняться за финансово грамотными должниками, которые разумно посчитают, что потраченные на себя деньги сегодня, гораздо дороже тех же денег, которые они, возможно, получат завтра?
Меня лично такая инициатива огорчает, поскольку количество неплатежей физических лиц, в связи с этим резко увеличится, а социальная ответственность бизнеса существенно снизится. Вряд ли, это приведет к улучшению уровня жизни в целом и позитивно отразится на общей ситуации в стране.