В рамках обсуждения бизнес-плана Аналитического кредитного рейтингового агентства участники, в состав которых вошли акционеры и первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, рассмотрели вопрос тарификации услуг агентства.
Источники, участвовавшие в обсуждении, рассказали «Ведомостям» о том, что присвоение рейтинга может обойтись эмитентам от 1 млн рублей до 3.5 млн рублей в год. Точная сумма пока не определена. При этом, согласно плану, в первый год работы агентство присвоит 100 рейтингов по национальной шкале, а в течение трех лет – 200 рейтингов.
Г-жа Трофимова ранее отмечала, что новые надзорные требования повышают операционную нагрузку на агентство, а чтобы обеспечить высокое качество работы, необходимы средства. Как правило, тарифы определяются типом объекта, объемом работы и сроками выдачи.
Эксперты сравнили тарифы отечественного рейтингового агентства с расценками «большой тройки» (S&P, Moody’s, Fitch – прим.). Так, за получение рейтинга компаниям необходимо потратить от 50.000 до 100.000 долларов США в год.
1 млн рублей в год – оптимальная цена за присвоение рейтинга? По каким критериям должно формироваться ценообразование в данном сегменте?
Крайне сложный вопрос. Если исходить из цен «большой тройки», как сказано – около 50-100 тыс долларов, то надо иметь в виду, что они продают не только рейтинг по национальной шкале, но и рейтинг по международной шкале, признаваемый во многих странах мира.
Соответственно, рейтинг по национальной шкале должен, по идее, быть несколько дешевле Ну, например, не более 20-30 тыс евро. т.е. выходим на 1-1,5 млн рублей. Это ограничение сверху.
Что касается ограничения снизу – то во многом это зависит от строгости регулирования. Даже при нынешних требованиях ЦБ делать рейтинги в среднем дешевле 200 тыс руб, на мой взгляд, не реально. Наверное, не ошибусь, если скажу, что с учетом всех требований закона нижняя граница должна быть где-то около 500 тыс. руб., при таком уровне финансирования можно говорить о соблюдении требований и какой-то рентабельности.
Наконец, тема демпинга. Возможны два варианта. Демпинг за счет снижения затрат и, соответственно, снижения качества работ. Это – тема для вмешательства регулятора. Второй – демпинг за счет внутренних ресурсов рейтингового агентства. Наверное, и некоторые агентства, теоретически, смогут позволить себе такую стратегию. Противодействовать этому не просто. В российской истории уже был опыт, и неоднократный, присвоения рейтингов за 1 руб. или за 1$.
Лучшее лекарство от означенных проблем – прозрачность закупок. Я бы предложил ввести норму, согласно которой рейтинги закупаются открыто через одну или несколько электронных торговых площадок. Это будет комфортно и для рынка агентств, и для потребителей рейтингов, и для регулятора.
1 млн рублей в год – оптимальная цена за присвоение рейтинга? По каким критериям должно формироваться ценообразование в данном сегменте?
Немного странно видеть такие цены. Не видела бизнес-плана, но насколько я знаю, агентство создается с уставным капиталом в 3 млрд.руб. Если просто положить эти деньги на депозит, то полученные проценты составят около 300 млн.руб. в год. На эти деньги новое агентство бесплатно может присвоить рейтинги всем компаниям на рынке. Для сравнения в 2014 году совокупная выручка национальных рейтинговых агентств составила 380 млн. руб. и рейтинги были присвоены порядка 1500 компаниям.
Сложно судить, не изучив бизнес-плана, но, на первый взгляд, деятельность нового агентства будет суперприбыльной. Если доход от присвоения 200 рейтингов составит 400 млн. руб. плюс проценты, то совокупный доход будет равняться порядка 700 млн.руб. Довольно трудно обосновать затраты на эту сумму. Тем более, что для рейтингового агентства основную долю в себестоимости составляет зарплата персонала.
1 млн рублей в год – оптимальная цена за присвоение рейтинга? По каким критериям должно формироваться ценообразование в данном сегменте?
Как известно, примерно 95% бизнеса мировых рейтингов делают компании Большой Тройки (Фитч, Стэндэрд & Пуурз и Мудиз). В некоторых странах в разное время открывали подобные агенства, но для создания достоверной оценки нужны действительно огромные затраты на системный анализ, а другая оценка публичному рынку, для которого и существуют эти агенства, просто не нужна. Есть нишевые агенства, вроде, Чемберз для юридических компаний, но здесь идёт речь явно о другом.
Итак, очевидно, что цель состоит не собственно в том, чтобы составить серьезную конкуренцию Большой Тройки, а максимум в создании видимости серьезного анализа, а минимум - в банальном закапывании бюджета.
В этом смысле проще, а главное - значительно дешевле, рейтинги присваивать машинами для розыгрышей лотереи - публичный рынок в России мертв уже больше полутора лет и, с учётом очередной безумной военной авантюры, восставать из мертвых не планирует.