Поправки в федеральный закон «О несостоятельности», позволяющие физлицам объявлять себя банкротами, вступил в силу. Предполагалось, что норма закона вступит в силу еще 1 июля 2015 года, но старт был перенесен на 1 октября из-за неготовности арбитражных судов к рассмотрению дел о банкротстве.
Согласно документу, объявить себя банкротами смогут лишь физлица с долгом свыше 500 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 3х месяцев. Заниматься делами обычных граждан было поручено судам общей юрисдикции, а делами физлиц-индивидуальных предпринимателей – арбитражным судам.
Чтобы стать «официальным» банкротом гражданину необходимо предъявить в суде заявление, списки кредиторов, перепись имущества, справку о доходах (вкладах, счетов), справку об уплаченных налогах за 3 года, данные о сделках с недвижимостью за 3 года. Кроме всего, заявитель должен предъявить справку об отсутствии судимости за преступления в экономической сфере и о наличии постоянного дохода на дату объявления плана реструктуризации.
По данным МЭР, в 2016 году на рассмотрение в арбитражные суды Москвы и Подмосковья может поступить около 4х миллионов дел.
Какая категория должников в первую очередь воспользуется «привилегией» закона? Какие последствия ожидают банкротов?
По моему мнению, обращения с заявлениями о признании банкротом в Арбитражные суды, в первую очередь последуют от граждан, финансовая задолженность которых образовалась вследствие полученных ранее потребительских займов в банках, и иных кредитных организациях, т.к. установленный законодателем размер задолженности в сумме 500 000 рублей, с учетом прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, в редких случаях могла образоваться в рамках гражданско-правовых отношений между физическими лицами.
Последствия для граждан:
После признания гражданина банкротом в течение последующих 5 лет, при подаче заявления на выдачу кредита, гражданин обязан уведомлять банк, что в отношении него введена процедура банкротства.
Во-вторых, после признания гражданина банкротом, в течение 5 лет он не сможет обратиться с суд с заявлением о банкротстве.
И наконец, в течение 3х лет гражданин не может занимать руководящие должности юридического лица.
Какая категория должников в первую очередь воспользуется «привилегией» закона? Какие последствия ожидают банкротов?
Введение института банкротства физических лиц должно стать еще одним шагом, приближающим российское общество к европейской системе взаимоотношения экономических субъектов. По моему мнению, в краткосрочной перспективе появление данного механизма на рынке кредитования может увеличиться напряженность, в связи с “обкаткой” новых механизмов в реальных рыночных условиях, поиска различных обходных путей и наработки судебной практики. Организациям (в основном, банки и другие финансовые компании), на которые сильно повлияет данный закон, ещё предстоит оценить и учесть в своей политике те структурные изменения, которые произойдут в результате ожидаемых изменений. При оптимальном использовании в долгосрочной же перспективе ожидается некоторое снижение кредитных ставок, за счет соблюдения баланса между интересами кредиторов и заёмщиков (снижения кредитных рисков). Главное, что теперь заемщики будут защищены государством. Если говорить конкретно про Челябинскую область, то, полагаем, что речь может идти о единичных случаях.
Какая категория должников в первую очередь воспользуется «привилегией» закона? Какие последствия ожидают банкротов?
В связи с кризисом 2008 года и существующей на сегодняшний день нестабильной ситуаций на валютном рынке и без того высокое число граждан, имеющих кредитную задолженность перед банками возрастает.
C 01 октября 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся банкротства граждан. Необходимость введения института банкротства граждан, который уже существует практически во всех развитых правопорядках назрела давно. Данный институт позволит освободить от финансового гнета граждан, оказавшихся в ситуации неплатежеспособности не по своей вине. Такого рода «освобождение» благоприятно повлияет на трудовую активность граждан (в противном случае граждане не стремятся зарабатывать, так как все равно все придется отдать); минимизирует наличие на рынке организаций предоставляющих кредиты под кабальные проценты, которые граждане используют для погашения других кредитов; разгрузит судебную систему в части рассмотрения бесконечного числа требований кредиторов, которые теперь могут быть рассмотрены в одном деле о банкротстве и др.
В качестве последствий признания гражданина банкротом в соответствии с внесенными в Закон о банкротстве поправками является то, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам или договорам займа без указания на факт своего банкротства, а также не может быть возбуждено новое дело о банкротстве такого гражданина по его заявлению. Также в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Закон о банкротстве не освобождает от обязательств граждан в случае, 1) если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина; 2) гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; 3) доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
То есть закон разделяет «неосторожное» и «умышленное» банкротство. Последнее не позволяет должнику освободиться от своих обязательств.