Административная ответственность за грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета будет ужесточена. Это предусмотрено законопроектом, направленным в Госдуму правительством РФ.
В частности, «предлагается увеличить размеры штрафных санкций, которые не пересматривались с начала действия статьи 15.11 КоАП, то есть с 1 июля 2002 года, предусмотрев их в пределах от 5 до 10 тыс. руб. За повторное совершение административного правонарушения законопроектом предлагается установить административное наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет»,— говорится в тексте распоряжения кабмина.
Законопроект дополняет состав правонарушений следующими действиями: регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и другие.
Также предусмотрено увеличение до двух лет срока давности несения ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ.
Навести порядок в бухгалтерском учете не помешает большому количеству компаний. Очень у многих компаний практически отсутствует финансовая дисциплина. Бухгалтерский учет ведется только в рамках необходимого по закону минимума. Руководители бизнеса относятся к отчетности, как к надоедливой мухе. Редко, что в ней понимают, но осознают, что отчетность необходимо формировать по закону, поэтому как-то ее ведут. Большое количество компаний тормозят в развитии: им нужны финансовые вливания, а привлечь они их не могут в силу того, что в отчетности полная неразбериха. У меня в практике бывали случаи, когда компании обращались за помощью в получении финансирования, им отказывали в том числе из-за плохого качества отчетности. Мы приводили в порядок финансовую дисциплину и находили источники внутреннего финансирования. Компании часто не осознают, что обладают внутренними возможностями для финансирования, просто эти возможности скрыты в неразберихе. А если учетные процессы привести в порядок, то и с отчетностью будет все отлично, и за финансированием можно будет пойти, и у фискальных органов не будет вопросов к компании.
C одной стороны, с принятием этого законопроекта, руководитель будет серьезнее относиться к ведению бухгалтерского и налогового учета своей компании, набирать более грамотных бухгалтеров, имеющих высшее образование по данной специальности и фундаментальный опыт работы в экономике, аудите, бухгалтерском учете, юриспруденции и т.д.
На мой взгляд, очень позитивный момент в том, что достоверная и прозрачная финансовая отчетность будет способствовать защите интересов акционеров и российского бизнеса в целом. На западе уже в 2002 году таким образом обезопасили интересы шеахолдеров, приняв закон Сарбейнза — Оксли, известный как SOX, после многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций. Данный закон значительно ужесточил требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки. Теперь отголоски западных стандартов дошли и до нас.
С другой стороны, с годами наше законодательство и комментарии к нему становятся все обширнее и разностороннее, объять всю целостность простому бухгалтеру просто невозможно. Соответственно штрафам можно будет подвергнуть каждую пятую компанию, человеческий фактор никто не отменял, ошибки все равно будут появляться…