1.5 млн рублей штрафа грозит создателям финансовых пирамид

15 сентября 2015 г. Государство 2 2020 Иван Тихонов

Правительство РФ одобрило проект закона, направленный на очищение финансового рынка от мошенников и сокращение потерь денежных средств простыми гражданами. Документ вводит административную и уголовную ответственность за организацию финансовых пирамид.

По мнению кабмина, более жесткое регулирование рынка поспособствует его развитию, а также повысит доверие россиян к финансовым инструментам.

В законопроекте, подписанном Дмитрием Медведевым, прописана «штрафная сетка», определяющая размер ответственности, в зависимости от масштабов мошенничества. Так, организаторы незаконной деятельности с привлечением средств в крупном размере будут либо оштрафованы на сумму до 1 млн рублей, либо будут притянуты к принудительным работам или лишены свободы на срок до 4 лет.

Организаторам финансовых пирамид с привлечение средств населения в особо крупном размере грозит штраф до 1.5 млн рублей. Альтернативное наказание – принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 6 лет.

Документ направлен на рассмотрение ГД.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Пац Святослав (Адвокат, Адвокатский кабинет Святослава Пац, г. Москва)

С правовой точки зрения, насколько сложно будет доказать, что компания является финансовой пирамидой? Поможет ли введение уголовной ответственности в очищении рынка от мошенников?

- Еще в марте 2015 года Банк России обобщил признаки "финансовых пирамид". Всего было выявлено восемь внешних признаков "финансовых пирамид": отсутствие лицензии ФКЦБ/ФСФР России или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств; обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень; гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг); массированная реклама в средствах массовой информации, сети Интернет с обещанием высокой доходности; отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации; выплата денежных средств новым участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками ранее; отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов; нет точного определения деятельности организации. Банк России особо подчеркнул, что это всего лишь один из сигналов для проведения в отношении организации, которая обладает такими признаками, проверочных мероприятий, но не повод для однозначного (безошибочного) вывода об отнесении той или иной организации к "финансовой пирамиде". Несмотря на такую оговорку, полагаем, практика привлечения к ответственности за создание "финансовых пирамид", если законопроект обретет силу закона и вступит в силу, будет ориентироваться на данные восемь признаков. С доказыванием по экономическим преступлениям традиционно ситуация непростая, равно как и с освещением таких уголовных дел в средствах массовой информации, в этом направлении российские правоохранительные органы пока уступают иностранным коллегам. В то же время не стоит игнорировать накопившийся с АО "МММ" отечественный опыт расследования преступлений, совершенных создателями "финансовых пирамид", который, безусловно, должен быть хорошим подспорьем, как минимум, по наиболее простым случаям.

Драгунов Илья (Юрист КА "Юков и партнеры")

С правовой точки зрения, насколько сложно будет доказать, что компания является финансовой пирамидой? Поможет ли введение уголовной ответственности в очищении рынка от мошенников?

В российском законодательстве имеется достаточно много обязывающих норм, не подкрепленных государственным принуждением за их нарушение в виде уголовной либо административной ответственности. Правонарушения на финансовом рынке РФ в последнее время стремительно растут и многие из них не могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения по формальным причинам - в виду отсутствия нормы в УК РФ или КоАП РФ. Поэтому законопроекты по введению уголовной и административной ответственности в такой области как «построение финансовых пирамид» несомненно заслуживают поддержки. Причем чем изощреннее схема финансовой пирамиды, тем сложнее привлечь правонарушителей к ответственности. Для классических финансовых пирамид вполне достаточно тех норм, которые уже имеются в УК РФ (ст.ст. 159, 172 УК и др.), но для тех, учредители которой напрямую говорят вкладчикам, что это финансовая пирамида и выплаты им будут осуществляться за счет средств иных вкладчиков, - статей УК РФ имеющихся на сегодняшний день уже становится недостаточно и привлечь правонарушителей к ответственности становится практически невозможно. Но одно дело принять закон и совсем другое его применять. Доказывание преступлений в области финансовых рынков всегда вызывало затруднения у правоохранительных органов (доказывание размера ущерба; природы его возникновения – рыночная конъюнктура либо действия злоумышленника; выявление причинно-следственной связи между действиями правонарушителя и наступившими последствиями и др.). С появлением новых технологий и широкого распространения сети Интернет, через которую строится немалое количество схем по привлечению денежных средств граждан доказывание становится еще сложнее, а в большинстве случаев вообще невозможным. Поэтому работа государства по борьбе с такого рода правонарушениями должна вестись не только в рамках законотворчества, но и в рамках подготовки квалифицированных специалистов правоохранительных органов раскрывающих такие преступления, а также в области правового образования граждан, правовая культура которых находится в плачевном состоянии.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также