Исследование: россиян охватывает пессимизм из-за экономического положения

11 сентября 2015 г. Государство 3 2625 Иван Тихонов

Слабый рубль, рост цен и ухудшение экономической ситуации – вот главные причины пессимизма россиян. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования компании Synovate Comcon – «Антикризис», - проведенного в августе 2015 года.

92% респондентов озабочены инфляционными процессами. Больше половины опрошенных переживают из-за сокращения зарплат и боязни потерять рабочее место. Продолжая тенденцию предыдущих нескольких месяцев, среди наиболее острых вопросов для граждан по-прежнему остается выплата кредитов.

Социологи отмечают, что, несмотря на увеличения пессимизма, россияне не стали еще больше экономить, хотя их поведение при приобретении товаров и услуг немного изменилось. Респонденты заявляют, что больше всего вынуждены экономить на товарах длительного пользования.

Также, в «отказной» список попали путешествия, спорт и хобби. На продуктах питания и непродовольственных товарах экономят меньше половины россиян. В компании Nielsen отмечают, что россияне стали отдавать предпочтение товарам по скидкам и спецпредложениям.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шатилов Александр (Профессор, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации)

Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?

Пессимизм населения сейчас носит относительно "мирный" характер. Да, есть определенное брожение в связи с тем, что уровень жизни не только не повышается (как к этому привыкли в "тучные нулевые" и даже в последние годы), но и падает. Тем не менее, в настоящий момент глухое недовольство не провоцирует существенный рост протестных настроений. Пока "компенсирующим" фактором служит геополитическая напряженность и наличие внешнего врага в лице Запада, который ввел антироссийские экономические санкции. Однако ухудшение экономического положения граждан может усугубить стратегическая невнятность и противоречивость курса руководства страны в политике и экономике. В настоящий момент после подъема, вызванного событиями "русской весны" и реинтеграции Крыма, общество не получает "сверху" оптимистичных импульсов и более-менее четких ориентиров развития страны. Это провоцирует у сторонников действующей власти определенную апатию, а у ее противников, напротив, рост активности. С учетом того, что социально-экономическая конъюнктура, скорее всего, продолжит ухудшаться, от правящего режима потребуется поиск новых механизмов компенсации и локализации недовольства населения. В противном случае экономический пессимизм может смениться пессимизмом политическим.

Чепуренко А.Ю. (д.э.н.)

Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?

Пессимизм и стратегия приспособления не противоречат друг другу. Напротив: чем пессимистичнее граждане, тем активнее они вырабатывают свою локальные стратегии приспособления – к сокращающемуся пирогу, к ухудшающемуся качеству услуг в образовании и здравоохранении и т.п. Все это мы уже проходили в позднесоветские времена. Но следует понимать, что такие стратегии имеют свой предел. До тех пор, пока власти удается находить правдоподобные объяснения тому, как и почему страна прокутила десять жирных лет и осталась – правда. теперь уже наедине, без возможности опереться на финансовые ресурсы мирового рынка - с теми же проблемами, которые следовало решать еще в начале 2000-х, они будут преобладать. Но вечно это длиться не может.

Вос Елена (Эксперт в сфере развития деловых и личных отношений, внешней и внутренний бизнес коммуникации, продающего имиджа, управления впечатлением, успешной личной и бизнес самопрезентации)

Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?

В ситуации длительного процесса ухудшения финансового положения потребителя, а именно такая ситуация наблюдается на рынке, стоит ожидать и дальнейшего ухудшения настроения граждан. Процесс "приспособления" не отменяет плохого настроения, пессимизма и даже негодования или разочарования. Временной период ожидания окончания кризиса затягивается, и даже те, кто сумел воспользоваться в промежуточном периоде имеющейся "финансовой подушкой безопасности", сегодня все чаще пользуется более дешевыми товарами, о чем и говорят приведенные выше цифры.

За последнее время у большинства потребителей определилась линия перехода от среднего к более низкому уровню жизни, что не может не вызывать у покупателей отрицательных эмоций. Даже приспособившись к растущим ценам и товарам более низкой ценовой категории, потребитель сохранит отрицательное восприятие личной финансовой ситуации.


Стоит заметить, что в первую очередь потребитель заменяет товары на более дешевые в сегментах, "не видимых окружению", например шампунь, стиральный порошок, средства личной гигиены, продукты. Однако в случае сохранения процесса ухудшения ситуации, потребителю придется изменить место приобретения и фирму производителя и более заметных окружению товаров, что несомненно создаст еще более пессимистический настрой.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также