Слабый рубль, рост цен и ухудшение экономической ситуации – вот главные причины пессимизма россиян. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования компании Synovate Comcon – «Антикризис», - проведенного в августе 2015 года.
92% респондентов озабочены инфляционными процессами. Больше половины опрошенных переживают из-за сокращения зарплат и боязни потерять рабочее место. Продолжая тенденцию предыдущих нескольких месяцев, среди наиболее острых вопросов для граждан по-прежнему остается выплата кредитов.
Социологи отмечают, что, несмотря на увеличения пессимизма, россияне не стали еще больше экономить, хотя их поведение при приобретении товаров и услуг немного изменилось. Респонденты заявляют, что больше всего вынуждены экономить на товарах длительного пользования.
Также, в «отказной» список попали путешествия, спорт и хобби. На продуктах питания и непродовольственных товарах экономят меньше половины россиян. В компании Nielsen отмечают, что россияне стали отдавать предпочтение товарам по скидкам и спецпредложениям.
Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?
Пессимизм населения сейчас носит относительно "мирный" характер. Да, есть определенное брожение в связи с тем, что уровень жизни не только не повышается (как к этому привыкли в "тучные нулевые" и даже в последние годы), но и падает. Тем не менее, в настоящий момент глухое недовольство не провоцирует существенный рост протестных настроений. Пока "компенсирующим" фактором служит геополитическая напряженность и наличие внешнего врага в лице Запада, который ввел антироссийские экономические санкции. Однако ухудшение экономического положения граждан может усугубить стратегическая невнятность и противоречивость курса руководства страны в политике и экономике. В настоящий момент после подъема, вызванного событиями "русской весны" и реинтеграции Крыма, общество не получает "сверху" оптимистичных импульсов и более-менее четких ориентиров развития страны. Это провоцирует у сторонников действующей власти определенную апатию, а у ее противников, напротив, рост активности. С учетом того, что социально-экономическая конъюнктура, скорее всего, продолжит ухудшаться, от правящего режима потребуется поиск новых механизмов компенсации и локализации недовольства населения. В противном случае экономический пессимизм может смениться пессимизмом политическим.
Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?
Пессимизм и стратегия приспособления не противоречат друг другу. Напротив: чем пессимистичнее граждане, тем активнее они вырабатывают свою локальные стратегии приспособления – к сокращающемуся пирогу, к ухудшающемуся качеству услуг в образовании и здравоохранении и т.п. Все это мы уже проходили в позднесоветские времена. Но следует понимать, что такие стратегии имеют свой предел. До тех пор, пока власти удается находить правдоподобные объяснения тому, как и почему страна прокутила десять жирных лет и осталась – правда. теперь уже наедине, без возможности опереться на финансовые ресурсы мирового рынка - с теми же проблемами, которые следовало решать еще в начале 2000-х, они будут преобладать. Но вечно это длиться не может.
Стоит ли ожидать усугубления пессимистичных настроений граждан при дальнейших экономических колебаниях либо же пессимизм сменится «приспособлением»?
В ситуации длительного процесса ухудшения финансового положения потребителя, а именно такая ситуация наблюдается на рынке, стоит ожидать и дальнейшего ухудшения настроения граждан. Процесс "приспособления" не отменяет плохого настроения, пессимизма и даже негодования или разочарования. Временной период ожидания окончания кризиса затягивается, и даже те, кто сумел воспользоваться в промежуточном периоде имеющейся "финансовой подушкой безопасности", сегодня все чаще пользуется более дешевыми товарами, о чем и говорят приведенные выше цифры.
За последнее время у большинства потребителей определилась линия перехода от среднего к более низкому уровню жизни, что не может не вызывать у покупателей отрицательных эмоций. Даже приспособившись к растущим ценам и товарам более низкой ценовой категории, потребитель сохранит отрицательное восприятие личной финансовой ситуации.
Стоит заметить, что в первую очередь потребитель заменяет товары на более дешевые в сегментах, "не видимых окружению", например шампунь, стиральный порошок, средства личной гигиены, продукты. Однако в случае сохранения процесса ухудшения ситуации, потребителю придется изменить место приобретения и фирму производителя и более заметных окружению товаров, что несомненно создаст еще более пессимистический настрой.